5 лет в Сети
Фотогалереи

Два года концептуального разгрома российской сети ООПТ

декабрь 25, 2013

Что изменилось в заповедном деле после принятия правительством страны Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года?

22 декабря 2011 года распоряжением Правительства РФ № 2322-р была принята Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года.

Что же за это время изменилось в российском заповедном деле?

Начнем с самой бесспорной части Концепции: развития сети заповедников.

Согласно Концепции в 2011-2013 годах должны были быть созданы государственные природный заповедники «Ингерманландский» в Ленинградской области, «Шайтан-Тау» в Оренбургской, «Васюганский» в Томской и Новосибирской области, национальные парки «Берингия» в Чукотском АО, «Земля леопарда» в Приморском крае, «Ладожские шхеры» в Республике Карелия, «Онежское поморье» в Архангельской области, «Чикой» в Забайкальском крае, «Шантарские острова» в Хабаровском крае, «Сенгилеевские горы» в Ульяновской области, федеральные заказники «Долина дзерена» В Забайкальском крае, «Позарым» в Республике Хакассия, «Бикинский» в Приморском крае.

Кроме того, должны были быть расширены территории заповедников «Сихотэ-Алинский» в Приморском крае, Северо-Осетинский в Республике Северная Осетия – Алания, Астраханский в Астраханской области, Тебердинский в Карачаево-Черкесской республике, Дагестанский в Республике Дагестан, Хоперский в Воронежской области, Кавказский в Краснодарском крае, Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской республике, Даурский в Забайкальском крае, «Бастак» в Еврейской АО, национального парка «Паанаярви» в Республике Карелия.

К сожалению, из этого амбициозного плана не создано ни одного заповедника, созданы только национальные парки «Берингия», «Земля леопарда» и «Онежское поморье», федеральные заказники «Долина дзерена» «Позарым» (причем оба еще до утверждения Концепции), расширена территория Северо-Осетинского заповедника.

При этом некоторые территории (например, будущий национальный парк «Ладожские шхеры») подвергаются все усиливающемуся антропогенному воздействию из-за рубок леса и застройки земель в его границах. И если в самое ближайшее время за ним не будет закреплен статус особо охраняемой природной территории (что уже давно должно было произойти), то природные комплексы, ради сохранения которых он планируется, могут быть полностью разрушены.

Зато гораздо успешнее, чем развитие сети ООПТ, продвигается другое основное направление Концепции: вовлечение федеральных ООПТ в различные виды хозяйственной и рекреационной деятельности. Жаль, не столь полезное для заповедников.

В концепции (раздел 10) прямо предусмотрено развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, а в «плане мероприятий» (п.43) предусмотрена разработка пакета экскурсионных программ для каждого заповедника и парка. При умелом подходе эти нюансы дадут самые радужные перспективы коммерческого освоения заповедников и национальных парков.

И это уже происходит, причем зачастую приобретает самые уродливые формы.

В небольшом заповеднике «Кивач» в Карелии под автостоянку, якобы необходимую для развития того самого «познавательного туризма», вырублен гектар заповедного леса. По словам директора заповедника, эта вырубка согласована в Министерстве природных ресурсов и экологии. И это при том, что Лесной кодекс прямо запрещает проведение в заповедниках сплошных рубок.

Аналогичный случай недавно произошел в Центрально-Сибирском заповеднике, где для установки домиков для туристов вырублен уникальный участок кедрового леса. Эта информация попала в сеть, сотрудники заповедника потребовали расследования, но уполномоченные органы не спешат с этим разбираться.

Скандал разрастается в заповеднике «Остров Врангеля», где развитие туристической инфраструктуры, по мнению ученых, угрожает уникальным участкам тундры, особенно важным для поддержания популяции белого медведя.

Все эти безобразия происходят в заповедниках с согласия и одобрения Минприроды России – федерального органа, отвечающего за государственную политику в сфере особо охраняемых природных территорий.

Впрочем, Минприроды в лице его некоторых руководителей не скрывает, что поддерживает все эти нововведения.

Именно это ведомство является разработчиком и главным инициатором скандальных поправок в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающих преобразование заповедников в национальные парки, принятых 18 декабря Государственной Думой. Против поправок выступили ученые и специалисты заповедной системы, Академии наук, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Однако депутаты их проигнорировали. Не услышали они и мнение более чем 30000 граждан России, которые в течение всего 5 дней потребовали от Государственной Думы не принимать поправки, разрушающие заповедную систему.

Минприроды же в последние годы принято немало решений о вовлечении федеральных ООПТ в интенсивную хозяйственную деятельность.

Минприроды еще в 2010 году изменило положение о национальном парке «Югыд ва», исключив из его территории участок месторождения «Чудное», после чего там начались работы по разведке и добыче золота. Только в 2013 года Верховный суд РФ по заявлению Гринпис России признал недействующим это положение. Однако Минприроды разработало новое положение, также исключающее месторождение «Чудное» из парка. Кроме того, Минприроды планирует исключить 48000 га национального парка из границ территории объекта всемирного природного наследия «Девственные леса Коми».

Минприроды также готовит изменения границ объекта всемирного природного наследия «Западный Кавказ», чтобы исключить из него территорию плато Лагонаки, где планируется строительства крупного горнолыжного курорта вопреки мнению ученых Кавказского заповедника и экспертов Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и МСОП, однозначно высказавшихся против строительства на этой территории.

В июле 2012 года Минприроды изменило Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы». Теперь в его морской акватории разрешена добыча морского ежа и приморского гребешка.

Глядя на позицию федеральных органов, региональные власти также ведут себя по отношению к ООПТ регионального значения, даже самых уникальных.

Так, власти Волгоградской области планируют исключить из состава природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» (включен во всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО) около 17000 уникальных водно-болотных угодий. Причем чиновники очень торопятся: только 8 декабря прошли общественные слушания по материалам, обосновывающим изъятие земель парка, а уже 19 декабря начата государственная экологическая экспертиза этих материалов, хотя по закону она может начаться только через месяц после слушаний.

Власти Свердловской области готовят документы для строительства водохранилища на реке Дарья в границах природного парка «Река Чусовая». При этом в материалах ОВОС честно написано, что в результате строительства пострадают места обитания большого количества редких и исчезающих видов животных и растений, включая тайменя, являющегося глобально уязвимым видом согласно классификации Международного союза охраны природы. Такие действия прямо запрещены российским законодательством, но это, видимо, не смущает областных чиновников: 20 декабря прошли общественные слушания по этому проекту.

Власти Московской области упорно пытаются добиться реализации чисто «распильного» проекта обводнения заказника ««Озеро Заболотское и его окрестности» в Сергиево-Посадском районе. Для этого Правительство области уже изменило границы и режим заказника и в срочном порядке, с нарушениями закона, проводит экологическую экспертизу проекта обводнения.

Но хотя экспертиза еще не закончена, работы уже вовсю ведутся с применением тяжелой техники, что является грубейшим нарушением закона.

По всем указанным нарушениям Гринпис и другие НПО неоднократно обращались в контрольные и надзорные органы, однако в таких случаях они редко проявляют такое же рвение, как при аресте активистов Гринпис, выступающих против добычи нефти в Арктике, или направлении в колонию краснодарских экологов, борющихся против захвата лесов под губернаторскую дачу.

Все приведенные примеры красноречиво показывают отношение как федеральных, так и региональных властей к нашему национальному достоянию – системе особо охраняемых природных территорий. Особенно цинично это выглядит на фоне объявления Президентом РФ 2013 года годом охраны окружающей среды.

Хочется надеяться, что в наступающем 2014 году власти изменят свое отношение к ООПТ и начнут принимать реальные меры по их развитию и сохранению и перестанут преследовать их защитников. Потому что иначе в самое ближайшее время Россия может лишиться своих самых ценных природных уголков. А это неминуемо повлечет за собой нарушение экологического равновесия во многих регионах России.

Михаил Крейндлин,
руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям


Обсуждения

Виктор
2013-12-27 20:47:56
Почитайте законопроект там много интересмного. Любой заповедник может превратиться в нацпарк без особых усилий. Посетитель заповедника обязан заплатить за вход на территорию. Не за услуги а именнно за нахождение в заповеднике.

18 декабря Государственной Думой принят законопроект № 97705-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Одним из нововведений является установление платы за посещение заповедников.

Введение платы за посещение заповедных территорий является прямым нарушением Конституционных норм, а именно равенства в правах и свободах граждан России .
Конституция РФ(ч.1ст.27; ч.2 ст.19) " Каждый кто законно находится на территории Российской Федерации,имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства"."Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от рассы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обсторятельств" Устанавливая возможность передвагаться по территории РФ в зависимость от имущественного положения граждан(ЗАПЛАТИЛ -ПРОХОДИ В ЗАПОВЕДНИК, НЕ ЗАПЛАТИЛ - В ЗАПОВЕДНИК НЕ ПУСТИМ), данный закон нарушает право граждан на свободу передвижения, а также равенство прав граждан, т.к. ставит возможность осуществления конституционного права на свободу передвижения в зависимость от материального положения гражданина.
Ну вот каким образом закон об ООПТ может нарушать КОНСТИТУЦИЮ РФ?
Неужели депутаты не видят элементарных вещей?
Интересно, гарант Конституции заметит? Или тоже как депутаты - не глядя подпишет?

Оставить комментарий