7 лет в Сети
Фотогалереи

Асимметрия при модернизации

август 28, 2014

В какой мере западные санкции и отечественные ответы на них могут ограничить модернизационный потенциал экономического роста в лесоперерабатывающей отрасли?

Асимметрия часто понимается как нарушение симметрии. Употребляемый, как правило, в отношении визуальных объектов, термин прочно укоренился в современном политическом лексиконе. СМИ регулярно сообщают, что правительство России продолжает искать асимметричные ответы на западные санкции. Однако «нарушение симметрии» вызывает обоснованное непонимание. Если недруги пытаются ограничить экспорт узкоспециализированных товаров и технологий, то наше правительство блокирует ввоз массовых товаров. Вашингтон и Брюссель действуют сравнительно осторожно, стараясь не перекрыть кислород национальным бизнесам, мы, напротив, стремимся нанести иностранным производителям и российским импортерам быстрый ощутимый урон. По большому счёту, западные санкции ограничивают долгосрочный потенциал экономического роста России, ответные решения преследуют цель краткосрочного стимулирования за счет замещения импорта. В этом, возможно, и заключается содержание различий: для неисправимых противников суть санкции заключается в том, чтобы были созданы условия, когда они станут ненужными, для нас же – в возможности асимметрично ответить и «ещё побороться». На более концептуальном уровне различия стоит обнаруживать в оценке последствий украинского кризиса: Россия полагает, что мир стал другим ещё до бегства из Киева В. Януковича, Запад уверен, что главные перемены – прежде всего, последовательная европеизация Украины – ждут впереди.

Если представить, что на столах высокопоставленных чиновников российского правительства лежит обширный список отраслей, в которых вслед за сельским хозяйством и пищевой промышленностью могут быть введены экспортные ограничения для поставщиков из США и Европы, то есть ли в нём лесоперерабатывающий комплекс?

В целлюлозно-бумажной промышленности импортные пошлины на зарубежную технику в последние годы были сопоставимы по величине с налогом на добавленную стоимость. Несмотря на жёсткие пожелания массово перейти на отечественные бумагоделательные машины, российские ЦБК этого так и не захотели. Особенно тогда, когда вопреки лозунгу поддержки российского производителя правительство стало щедро раздавать льготы по таможенным платежам, бенефициарами которых в своё время становились некоторые неравноудалённые, но «социально ответственные» целлюлозно-бумажные холдинги.

Ситуация в деревообработке гораздо сложнее. Это одна из немногих отраслей, где правительству удалось добиться, воспользовавшись опытом Китая, существенного прорыва в организации новых современных иностранных производств. Заградительные пошлины на ввоз старого оборудования, введенные на фоне прогнозируемого увеличения внутреннего спроса, удачно сочетались с хорошо продуманными техническими регламентами. В результате по итогам нескольких последних лет модернизированные предприятия заняли четверть рынка, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

После вступления во Всемирную торговую организацию от заградительных пошлин на импортное оборудование пришлось отказаться. Но до согласованного уровня локализации многим иностранным производителям ещё довольно далеко, поэтому запретить для них ввоз комплектующих Россия сегодня не может. Ограничения же на импорт готовых от А до Я технологических решений также грозят испортить настроение инвесторам. Тем более, все игроки понимают, что даже минимальные запреты не побудят иностранные концерны увеличить инвестиции в требующие технологической модернизации российские заводы.

Логика российского правительства при определении отраслевых ориентиров, скорее всего, следующая. Где доля иностранной продукции очень велика? Почему отечественные компании в настоящее время используют преимущественно зарубежный технологический ресурс? Обнаруживается ли удачное стечение обстоятельств, когда крупнейшие производители находятся в Китае, Индии, Бразилии или хотя бы в Южной Корее, которых вероятные ответные санкции не коснутся? Вопрос «Возможно ли реально заместить их отечественной продукцией?» оказывается, похоже, последним.

Олег Реут,
публицист

Оставить комментарий