7 лет в Сети
Фотогалереи

Отказ от деревянной ноги

октябрь 14, 2014

Расхожей остается фраза о том, что экономика Карелии стоит на деревянных ногах. Доля лесопромышленного комплекса в общем объеме промышленного производства республики составляет около 45%

В республиканских Интернет-СМИ уже неоднократно поднималась тема реализации требований по внедрению Регионального инвестиционного стандарта. Это – ключевой проект федерального Агентства стратегических инициатив (АСИ) по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в российских регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными субъектами федерации. В 2012 году Стандарт начал реализовываться в одиннадцати регионах. 27 декабря 2012 года в ходе заседания Государственного совета РФ был рассмотрен и признан успешным опыт его пилотного внедрения. Согласно Перечню поручений Президента по итогам Госсовета, инвестстандарт стал обязательным для всех регионов страны; с начала 2013 года АСИ приступило к масштабированию Стандарта. Агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также оказывает организационное содействие деятельности экспертных групп на местах. Этап внедрения инвестстандарта завершится 31 декабря 2014 года. Далее предусмотрен переход к фазе мониторинга, который планируется осуществлять в режиме «контрольных закупок» в российских регионах, что позволит выяснить результативность и эффективность таких механизмов, как, например, единый регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

С целью предоставления оперативной информации о ходе внедрения Регионального инвестиционного стандарта АСИ публикует вестник «Марафон. Внедрение Стандарта в субъектах Российской Федерации». В настоящее время 47 из 83 регионов уже завершили внедрение (два новых российских региона пока присоединяются к внедрению стандарта). В Карелии внедрены только 4 из 15 разделов стандарта. Это – наихудший показатель среди регионов Северо-западного федерального округа и один из самых неудовлетворительных в масштабе всей страны.

Первым (и пока невыполненным в Карелии) пунктом Стандарта является утверждение высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации Инвестиционной стратегии региона. Профильный сайт «Республика Карелия для инвестора» сообщает: «Дорожной картой по внедрению Стандарта предусмотрена разработка инвестиционной стратегии Республики Карелия в 2014 году. Разработка стратегии будет осуществлена при условии выделения соответствующего финансирования из бюджета Республики Карелия».

В самое ближайшее время мы станем свидетелями публичной дискуссии о готовности республиканского министерства финансов одобрить выделение бюджетных средств для конкурса заявок на составление инвестстратегии. Но кроме финансирования планируемых работ важным элементом процесса выступает так называемое техническое задание – исходный документ, содержащий основные требования к продукту интеллектуальной деятельности и отвечающий на вопрос, как инвестиционная стратегия будет работать и при каких условиях.

Здесь ключевым моментом выступает готовность республиканских властей отказаться от практики выделения отраслевых приоритетов. По сути дела, с одной стороны, может произойти важный – на уровне разработки долгосрочного стратегического документа – отказ от приоритетности лесопромышленного комплекса для региональной экономической системы; с другой стороны, будет предпринята попытка критически осмыслить логику процессов современной модернизации. Все ли объясняется макроуровнем – таким, как зависимость территории от предшествующего пути развития либо господствующих культурных паттернов хозяйствования, или все-таки стоит прибегнуть к объяснениям микроуровня, связанным с особенностями реализации конкретных мер политического курса и характеристиками политического лидерства?

Сложившееся положение дел с ориентацией на отраслевой подход в региональной экономике, с последующей приоритетностью лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, ранее зафиксированной в метафоре «деревянной ноги», не учитывает новые риски и вызовы, стоящие перед Карелией, не позволяет рассмотреть весь спектр ресурсов развития региона. Более того, принятие решений без учета мнений предпринимательского и экспертно-аналитического сообществ приводит к высоким издержкам и не соответствует ожиданиям бизнеса, ориентированного на функционирование именно в республике.

Логика, в соответствии с которой стратегические приоритеты развития региона должны определяться «на основе отраслей, имеющих конкурентные преимущества в регионе», предопределяет тезис «механизмы господдержки реального сектора экономики и инвестиций должны быть связаны с предоставлением разного рода преференций». Это – рассуждения из вчерашнего дня. Определяя только отраслевые приоритеты долгосрочного развития региона, власть фактически решает не свойственные для нее задачи, ведь бизнес самостоятельно делает и сделает выбор, в каких секторах ему работать на основе соотнесения своих затрат, возможностей и рисков.

Если техническое задание не будет содержать требования по учету «основных геополитических и геоэкономических преимуществ приграничного положения», определяющих условия «инвестиционной привлекательности развиваемых отраслей как главного фактора экономического и социального развития республики», то будет сделан большой шаг вперед. Ведь создание условий для привлечения инвестиций должно базироваться, прежде всего, на установлении понятных и прозрачных институциональных условий, т.е. «правил игры», обеспечивающих снижение издержек. На основе такой инвестстратегии при четко сформулированной программе действий административно сильной команды региональных реформаторов, способных отказаться от игнорирования интересов заинтересованных групп и ориентироваться на включение в процесс большого количества участников, может быть достигнуто возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, т.е., другими словами, тот самый синергетический эффект, примеров которого при реализации карельских реформ, откровенно говоря, не хватало в последнее время.

Олег Реут,
публицист

Обсуждения

Марсель
2014-10-14 22:43:07
По любасу пора заканчивать с этим лесным доминированием в развитии Карелии. Так и через 20 лет будем продавать кругляк, чтобы купить айфон 26-ой, а потом вдруг лес закончится.

Оставить комментарий