7 лет в Сети
Фотогалереи

Где в президентском послании карельский лес?

декабрь 7, 2014

4 декабря президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором, в частности, пообещал «надзорные каникулы» для бизнеса и полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Большинство отечественных экономистов сконцентрировали своё внимание именно на этих положениях. Мы же попытаемся прочитать текст послания чуть под другим углом зрения

Сочетание раскрепощения частной инициативы и государственной поддержки, выработка долгосрочных правил для бизнеса стали основными темами послания российского президента Федеральному собранию. Конечно, было бы необоснованным ожидать, что в послании в отдельные тезисы выльется позиция главы государства по вопросам использования лесных ресурсов в одном из северо-западных регионов страны. Однако внимательное и, главное, критическое чтение президентского обращения позволяет выявить идеи, практическая реализация которых в той или иной степени затронет лесную и лесоперерабатывающую отрасли нашего региона.

Во-первых, предложенная либерализация – отметим, что само это слово не было произнесено ни разу – помещена в абсолютно мобилизационный контекст. «Если завтра война, если завтра в поход», то экономическая целесообразность и обоснованные правила конкуренции неизбежно уступают место ситуационному принятию политических решений. Даже допустив предположение, что от послания ждали реальной либерализации экономического курса, необходимо признать: в выступлении речь пошла о наборе давно обсуждаемых мер, в то время как главные проблемы всё-таки были обойдены. По поддержке малого и среднего бизнеса – казалось бы, самой ожидаемой теме – кардинальных изменений не будет. Завораживающие слова Путина о необходимости уйти от обвинительного уклона в работе надзорных и контрольных органов накладываются на криминализацию экономических статей уголовного кодекса и реальную правоприменительную практику, в том числе и в Карелии.

Во-вторых, очевидно принижение роли федерального и региональных министерств экономического развития. Функциями идеолога экономической политики наделено Агентство стратегических инициатив. С его Проектом-2014 – Региональным инвестиционным стандартом – пришлось столкнуться всем субъектам федерации. В Карелии на протяжении этого года наблюдалось очень заметное отставание от заданных федеральным центром темпов внедрения пунктов стандарта.

Но сейчас более значимыми выступают требования по наличию доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов инвесторов. «С 2015 года также запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков. Рассчитываю, что регионы будут активно использовать эту возможность для развития собственного промышленного потенциала. За счёт дополнительных мер мы должны поддержать экономический и промышленный рост в стратегически важных регионах страны» Здесь, конечно, есть указание на стратегическую важность конкретных территорий. Приграничная Карелия к таковым не относится. Более того, по мере перемещения центра инвестиционной активности в Восточную Азию и в Тихоокеанский регион Республика Карелия обречена на идентификацию в качестве национальной окраины и периферии.

При этом в настоящее время республиканским правительством прорабатывается вопрос по созданию четырёх промпарков – в Надвоицах, Петрозаводске, Костомукше и в Вяртсиля. Но только первый из них приобретает более или менее конкретные очертания. Якорным инвестором промпарка выступает компания «Пеностек Норд», намеренная реализовать проект строительства завода по производству комплектов для малоэтажного строительства (на основе технологии переработки и производства стекла). Важно отметить, что Надвоицкий индустриальный парк вызывает неоднозначные оценки в связи с тем, что оттягивает на себя часть ресурсов, которые могли бы быть направлены на другое монопрофильное поселение в районе – город Сегежу, на территории которого находится крупный целлюлозно-бумажный комбинат. А ведь именно через создание промпарка Сегежский ЦБК мог бы начать развитие комплекса сателлитных производств и, таким образом, ориентироваться на концентрацию цепочек создания стоимости за счёт расширения ассортиментного ряда продукции предприятия.

В-третьих, в президентском послании были затронуты темы импортозамещения и курсовых валютных колебаний. По словам Путина, у Центробанка и финансовых властей есть способы для стабилизации курса национальной валюты и сегодня необходимо провести жёсткие действия, чтобы отбить охоту у спекулянтов играть на курсовой динамике. С другой стороны, «ослабление национальной валюты, конечно, повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний». Это – указание на прямое содействие участникам внешнеэкономической деятельности, в том числе и карельским лесоэкспортёрам.

Но вместе с тем девальвация рубля «привязывается» к обстоятельствам санкционных ограничений на покупку товаров, машин и оборудования на внешних рынках: «Нужно использовать этот фактор для проведения политики импортозамещения (во всяком случае, там, где это целесообразно и необходимо), в том числе в течение трёх-пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания, в значительной степени, конечно, собственного производства». Именно критерии целесообразности и необходимости помещены в центр президентского обращения. Остаётся надеяться, что открытые указания отказываться, например, от импортной лесозаготовительной техники и «покупать отечественное» не последуют.

В заключение стоит отметить, что озвученная президентом идея три года не проводить проверки малого бизнеса при условии отсутствия нареканий в течение предыдущих трёх лет кажется беззубым решением: есть ли в лесном секторе Карелии такие предприятия, к которым не было «существенных нареканий»? И что следует понимать под «существенными»? Свобода трактовок этого понятия позволяет, прежде всего, республиканским властям в полной мере девальвировать эту, явно задуманную как «хорошую», новость. Не важнее ли честно признать, что пока у властей просто нет цельной концепции поддержки малого и среднего бизнеса, проблемы которого сводятся далеко не к назойливым проверкам?

Олег Реут,
публицист


Оставить комментарий