7 лет в Сети
Фотогалереи

Проект инвестстратегии. Сценарии для лесной отрасли

январь 15, 2015

«Лесной портал Карелии» начинает разговор о проекте инвестиционной стратегии региона

В самом конце 2014 года республиканские СМИ сообщили о появлении проекта Инвестиционной стратегии Карелии. Открытыми – возможно, не только для органов прокуратуры – остаются вопросы о том, почему не был проведен открытый конкурс по разработке стратегического для региона документа и чьими средствами был оплачен труд коллектива до сих пор анонимных авторов. Республиканским министерством экономического развития заявлено, что с января наступившего года начнется общественное обсуждение проекта инвестстратегии. К сожалению, до сих пор ни одного объявления о слушаниях и регламенте выражения согласия или несогласия карельское правительство не представило.

Тем не менее, редакция «Лесного портала Карелии» заинтересована в открытом и профессиональном диалоге по «лесному» направлению инвестиционной стратегии. Это особенно актуально сейчас, в ситуации, когда федеральный центр открыто заявил о глубине реальных проблем в национальной экономике. Скорее всего, еще пару месяцев назад вероятности тех или иных будущих событий, поворотов, решений представлялись карельскому министерству экономического развития совсем другими. Вероятно, также они изменятся и вскоре после написания этих строк.

Стоит начать с того, что глобальный кризис 2008–2009 годов обозначил переход в другой исторический период. По существу, мировое развитие достигло такой точки, в которой степень зависимости стран и макрорегионов друг от друга оказалась больше, чем возможности их эффективной координации. И это создало принципиально новый масштаб проблем. Выяснилось, что необходимо либо создавать более жестокую и одновременно тонкую (в плане настройки) систему международной координации – что G20 провозгласила в 2009 году, но так и не смогла осуществить. Либо нужно ослаблять степень зависимости, уходить в центробежные процессы, деглобализироваться. Крымско-украинская военная кампания и последовавшие со стороны международного сообщества санкции в отношении России указали на развитие по второму сценарию.

Однако еще в 2011 году в ходе обсуждения в регионах Северо-Запада федеральной Стратегии-2020 проводилась большая работа, результатом которой стала констатация того, что нет выхода из кризиса в прежнюю модель инвестиционного роста. Ещё тогда и стоило её поменять, но, вот, не сменили. В итоге старая модель начала пробуксовывать, а потом и останавливаться. Всё развитие карельской экономики с 2011 по 2015 год – это затухание инвестиционной активности, и лесная отрасль здесь не исключение. Поэтому безотносительно к конфликту по поводу Крыма, режиму международных санкций и падению цен на нефть республиканская экономическая система всё равно неотвратимо приближалась к ступору.

Как правило, экономисты говорят, что есть несколько сценариев для «перезапуска». И, наверняка, в разработанной инвестстратегии Карелии заложены какие-нибудь … предсказуемо инерционный, неожиданно инвестиционный, умеренно оптимистичный, по-другому названный, но не менее позитивный, не очень проработанный негативный и комплексно-оптимальный варианты. Но, как опять же иронично свидетельствуют специалисты, при сценарном проектировании всегда исключается одна модификация – реалистический вариант.

По большому счёту, именно в обстоятельствах, когда кризис 2015 года не является глобальным, объективно востребованными представляются лишь два сценария. Либо нужно создавать качественный инвестиционный климат с высоким уровнем доверия и развитием устойчивой институциональной структуры, чтобы, например, в лесной отрасли заработали частные инвестиции, – это условно называемый либеральный сценарий. Либо можно этого не делать, а производить (для Карелии вернее – выпрашивать в столице) государственные инвестиции и ждать «захода крупного российского капитала». Это мобилизационный сценарий.

Вокруг двух концепций и развернётся общественное обсуждение, которое, вне сомнений, будет «усилено» позициями региональных экспертов, групп влияния во власти и в бизнесе. Но здесь очень важно не ошибиться в терминологических основаниях. Поскольку, строго определяя, во внедрении предельно прозрачных процедур выделения лесфонда, снижении уровня коррупции среди регионального руководства и наведении минимально приемлемого порядка в работе правоохранительных органов и судов нет ничего «либерального», то пусть уж не любое повышение качества экономических институтов будет называться «либеральным».

Конечно, мобилизационный сценарий – это даже не полумеры: движение чуть-чуть туда и чуть-чуть обратно. Держаться на плаву при таком инерционном курсе возможно, но это требует колоссального искусства и ручного управления, а именно последнего в лесной отрасли Карелии как-то не наблюдается с начала «сытых» нулевых. Более того, мобилизационный сценарий применим в ситуации, когда имеется ключевой фактор – большое количество дешевой рабочей силы. Но это в корне противоречит мантрически повторяемым заявлениям руководителей экономического блока карельского правительства, формирующим целеполагание в терминах «повышения уровня и качества жизни населения». Современная экономическая теория подсказывает, что нет ни одного примера «мобилизационного сценария» в экономике без масштабной безработицы или значительного сельского сектора. (Хотя нынешняя девальвация рубля, при которой среднеотраслевая зарплата стремительно приближается к отметке в 350 евро, могла рассматриваться как шаг в заданном направлении.) Кстати, еще одно важное наблюдение. Собственно инвестиционную политику невозможно анализировать вне системы промышленной, торговой и налоговой политики. И здесь, к сожалению, нет даже чернового варианта для сценарного выбора.

Сергей Коржов,
инвестиционный консультант

Оставить комментарий