5 лет в Сети
Фотогалереи

Что такое «лесная рента»?

январь 25, 2016

Необходимость реформирования системы платежей за пользование лесами

Утвержденные в 2013 г. «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» предусматривают при решении задачи повышения эффективности управления лесным сектором совершенствование системы платежей за пользование лесами.

Существующая в настоящее время система стоимостной оценки лесных ресурсов разработана еще в советский период и не отражает сущности произошедших в экономике страны изменений. Использование этой методики привело к тому, что доходы, ежегодно получаемые государством в виде платы от использования лесов, не покрывают расходы на ведение лесного хозяйства. Например, по данным Федерального казначейства РФ на 01.01.2016 г., расходы на ведение лесного хозяйства в 2015 г. составили около 29,18 млрд. рублей, а поступления в виде платы от использования лесов и проч. – около 17,69 млрд. рублей, т. е. в 1,6 раза меньше расходов). Такая ситуация очевидно не соответствует интересам государства, как собственника лесов.

Тем не менее, поскольку в настоящее время лес является государственной собственностью РФ, а средства его переработки в лесную продукцию (бумагу, мебель, стройматериалы и проч.) уже перешли в частное пользование (приватизированы), единственным способом получения дохода для государства от имеющихся в его собственности лесных ресурсов является передача (за соответствующую плату) права их эксплуатации предпринимателям, т. к. органы государственного управления не имеют ни прав, ни соответствующих условий для самостоятельного использования этих ресурсов. При этом у государства остается возможность влиять на объем лесозаготовок и доходы предпринимателей путем принятия различных законов и нормативных актов.
Таким образом, возникает необходимость стоимостной оценки лесных ресурсов (главным образом – стволовой древесины), как любого другого товара, вовлекаемого в процесс общественного производства.

Отечественными учеными-экономистами активно обсуждаются возможности реформирования системы платежей за пользование лесами на основе «природной (лесной) ренты». Суть предлагаемого подхода можно выразить системой уравнений:

(1)

(2)

где Р – цена 1 м³ круглых лесоматериалов, руб.; определяется по данным государственной статистики;

R – лесная рента, руб./м³; поступает в бюджет государства;

С – затраты на производство 1 м³ круглых лесоматериалов, руб. (исключая плату за древесину, отпускаемую на корню); определяется по данным государственной статистики, либо на основе нормативных данных;

i – нормативная рентабельность основного капитала, использованного в лесозаготовительном производстве, %;

F – затраты на воспроизводство 1 м³ круглых лесоматериалов, руб.; определяется на основе нормативных данных.

При этом лесные участки, для которых не выполняется неравенство (2) предлагается считать экономически недоступными для ведения лесозаготовок, вплоть до исключения из расчета объемов пользования лесом.

Необходимо заметить, что система определения платы за древесину на основе расчета «лесной ренты» является наиболее прогрессивной в условиях развитой рыночной экономики.

Однако в современных условиях России на пути внедрения предлагаемой новой системы определения платы за древесину обнаруживаются следующие проблемы:

  1. Отсутствие в РФ сложившегося «белого» рынка круглых лесоматериалов, позволяющего надеяться на установление реальных цен;
  2. Недостаточно достоверная информация о действительных затратах на лесозаготовительное производство, предоставляемая предпринимателями органам государственной статистики;
  3. Недостаточная достоверность (а часто – отсутствие) нормативных данных о необходимых затратах на лесозаготовки и лесовосстановление.

Кроме того, в вышеупомянутой системе определения платы за древесину не учитывается, что государство имеет возможность взимать налоги и другие виды платежей в бюджет государства не только с заготовителей, но и с переработчиков круглых лесоматериалов в готовую лесную продукцию (бумагу, мебель, стройматериалы и проч.).

Указанные проблемы тормозят в России модернизацию существующей системы платежей за пользование лесами на основе использования принципов расчета «природной (лесной) ренты».

Рыночные отношения в лесном комплексе России

С учетом вышеизложенного, для обсуждения  перспектив и возможностей адаптации общемировой практики определения платы за древесину к российским условиям, полезно разобраться – что собой представляет «лесная рента» и как она образуется.

Известно, что по признаку прав собственности на основные экономические ресурсы (факторы производства) в РФ можно выделить три устойчивые группы участников отношений, возникающих при производстве лесной продукции (лесных отношений):

  1. представители органов государственной власти (чиновники), в руках которых находятся права собственности на лесные ресурсы страны;
  2. предприниматели, в собственности которых находятся средства переработки лесных ресурсов в предметы потребления (капитал);
  3. наемные работники – граждане, владеющие в основном только своей рабочей силой. Отнесем к этой категории иждивенцев – бывших или будущих работников, занятых на данный момент в потреблении.

Чтобы получить продукцию, необходимо объединить в процессе ее производства все три фактора. В условиях рыночной экономики это возможно только на основе согласования интересов (свободной договоренности) между собственниками факторов, что выражается в актах обмена или купли-продажи факторов.

Мотив, который движет участниками этих актов, – максимизация своего чистого дохода (т. е. прибыли), который для каждого участника определяется так:

  1. для чиновников – разница между поступлениями в бюджет от лесного комплекса и затратами на ведение лесного хозяйства;
  2. для предпринимателей – разница между выручкой от реализации лесной продукции и затратами на ее производство;
  3. для наемных работников – разница между заработной платой (включая льготы) и затратами на поддержание своей способности к существованию.

Таким образом, все ресурсы (лес, капитал, рабочая сила) превращаются в товар – то, что продается и покупается за определенное количество денег, т. е. по определенной цене.

Рынок (лесных ресурсов, капитала или труда) как механизм взаимодействия продавцов и покупателей обеспечивает формирование равновесных цен на факторы производства. Формирование цены происходит на основе сравнения продавцами и покупателями спроса и предложения на товар соответственно.

Известно, что «равновесной» называется такая цена, при которой совпадают желание и готовность покупателей приобрести товар с желанием и готовностью продавцов продать его на рынке, т. е. спрос и предложение товара равны.

«Физический смысл» цены на ресурсы в условиях рынка

Согласно неоклассической экономической теории Альфреда Маршалла, цена товара определяется двумя два взаимодействующими между собой принципами: предельной потребительской полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается потребительской полезностью товара, т. е. размером той пользы, которую принесет покупателю потребление купленного товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Равновесная цена формируется не посредством «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами (при купле/продаже) как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения.

Напомним, что покупатели и продавцы товара на рынке борются между собой в процессе актов купли/продажи, стремясь максимизировать свой чистый доход (т. е. прибыль), который объективно складывается так (см. рисунок 1):

  1. для покупателей – разность между потребительской стоимостью товара и заплаченной за него суммой денег (т. е. ценой);
  2. для продавцов – разность между полученной за товар суммой денег (т. е. ценой) и затраченными на его производство факторами (земля, труд, капитал).
Потребительская
стоимость товара
Прибыль (рента)
покупателя
 
Прибыль (рента)
продавца
Цена товара
Затраты
продавца

Рисунок 1 – Потребительская стоимость и цена товара

Для оценки эффективности взаимодействия продавцов и покупателей можно воспользоваться коэффициентом рентабельности:

(3)

где D – доходы, руб. (для покупателей – потребительская стоимость товара, для продавцов – цена товара);

Z – затраты, руб. (для покупателей – цена товара, для продавцов – затраты на производство товара).

Сущность лесной ренты

Рассмотрим с позиций неоклассической экономической теории цену купли-продажи древесины на корню.

Можно утверждать, что эксплуатируя лес, производитель (владелец леса) понес затраты – приложил к лесу труд и капитал, а реализовав произведенную продукцию (древесину на корню) по некой цене, получает прибыль. Одновременно, покупатель, приобретя товар по той же цене, также получает некоторую прибыль (см. рисунок 1).

Поскольку имеется чистый доход от эксплуатации леса (как сумма прибыли покупателя и продавца), то можно с уверенностью сказать, что доход имеет место благодаря естественным свойствам природного объекта (леса). Этот чистый доход и называется «природная (в нашем случае, лесная) рента». При этом прибыль покупателя в зарубежной экономической литературе называют «рента покупателя», а прибыль продавца – «рента продавца» (важно понимать, что и то и другое – составные части природной ренты, получаемой при вовлечении природного ресурса в процесс общественного производства).

Таким образом, «природная (лесная) рента» – выраженное в деньгах свойство природного объекта (в нашем случае, леса) генерировать чистый доход (прибыль) при вовлечении его в процесс общественного производства через приложение к этому объекту капитала и труда (см. рисунок 2).

Потребительская
стоимость товара
ПРИРОДНАЯ (ЛЕСНАЯ)
РЕНТА
 
Цена товара
Затраты
продавца

Рисунок 2 – Природная (лесная) рента и цена товара

Следует заметить, что в отечественной литературе, посвященной лесной экономике, под природной (лесной) рентой часто подразумевают только ренту продавца, необоснованно забывая, что покупатель тоже получает прибыль от потребления купленного товара (древесины на корню).

Другой (менее распространенной) неточностью является недостаточный учет того факта, что спрос на древесину, растущую на корню, является производным от спроса на конечные товары, получаемые из древесины (бумагу, мебель, стройматериалы и проч.).

Новые возможности для установления «справедливой» цены на древесину

С учетом сказанного выше, можно утверждать, что проблема реформирования системы платежей за пользование лесами в РФ (особенно – установления платы за стволовую древесину) является достаточно сложной, чтобы для ее решения ограничиться использованием только системы уравнений (1, 2). Отечественной «лесной» наукой ведутся определенные исследования, однако результаты еще далеки от завершения.

По нашему мнению, одним из возможных путей решения этой проблемы является обоснование цены на древесину, отпускаемую на корню, на основе рентабельности затрат продавцов и покупателей (см. формулу (3)).
Известно, что государство как монопольный продавец лесных ресурсов в России имеет возможность установить любую цену на древесину, отпускаемую на корню.

Нижняя граница диапазона цены может быть установлена исходя из условия равенства доходов государства от продажи древесины на корню предпринимателям расходам на восстановление и охрану лесов. При этом рентабельность государства как продавца древесины на корню будет равна нулю.

Верхняя граница диапазона цены – исходя из условия равенства доходов предпринимателей в лесопромышленном комплексе их затратам на производство конечных товаров, получаемых из древесины (бумагу, мебель, стройматериалы и проч.). При этом рентабельность предпринимателей как покупателей древесины на корню будет также равна нулю.

Что касается оптимальной цены, то для ее определения государство должно поставить перед собой конкретную цель. Например, достижение определенного объема лесозаготовок и глубины переработки древесины за установленный период времени. В лесном секторе это возможно путем увеличения объема заготовки древесины в кубометрах и увеличения стоимости продукции, получаемой из каждого кубометра заготовленного сырья. Государство при этом должно обеспечить условия для рентабельного производства товаров из древесины. Это достигается обоснованной величиной взимаемых с предпринимателей налогов и платежей (в т. ч. за древесину на корню).

Кратко ознакомиться с предлагаемым новым подходом к установлению цен на древесину можно в опубликованной в сети Интернет статье:

Лесная рента как инструмент повышения эффективности лесопользования // Леспроминформ. – 2006. – № 6. – С. 72–75.

 

А. В. Родионов, канд. техн. наук
доцент Петрозаводского государственного университета


Подготовлено по материалам статьи:
Лесная рента как инструмент повышения эффективности лесопользования // Леспроминформ. – 2006. – № 6. – С. 72–75.

 

Оставить комментарий