7 лет в Сети
Фотогалереи

Уход IKEA из Карелии – часть общей тенденции

февраль 11, 2014

Лесной бизнес в истощенной северной зоне обречен на гибель?

Компания Swedwood (часть IKEA Industry - производственного подразделения группы ИКЕА) объявила о своих планах по продаже своего завода по производству мебельного щита, расположенного в карельском городе Костомукше, и о намерении построить новый завод большей производительности в Великом Новгороде. Предполагается, что работа предприятия в Карелии будет остановлена в течение двух месяцев, все его работники - около ста пятидесяти человек - уже уведомлены о грядущих увольнениях. Предполагается, что они получат комплекс мер социальной поддержки - от возможности переезда и получения работы на новом заводе в Великом Новгороде до выходного пособия в виде восьмимесячной зарплаты.

Уход Swedwood из Карелии является элементом общего плана по реструктуризации и увеличению мощности производственных объектов группы IKEA. В феврале 2013 года IKEA приобрела ранее принадлежавший компании «Флайдерер» завод по производству древесно-стружечных плит, расположенный в населенном пункте Подберезье Новгородской области. В сентябре 2013 года два производственных подразделения компании - Swedwood и Swedspan - были объединены в единую структуру IKEA Industry с более простой управленческой структурой и новым руководством. В октябре 2013 года состоялась встреча руководства компании с губернатором Новгородской области Митиным, на которой был обсужден план строительства новой мебельной фабрики; вскоре после этого план был одобрен советом директоров компании. Насколько известно, на встрече обсуждался также вопрос о строительстве торгового комплекса ИКЕА в окрестностях Великого Новгорода, и компании была обещана необходимая поддержка.

При этом в Карелии компания IKEA столкнулась с целым рядом разнообразных трудностей. При том, что «Сведвуд Карелия» до последнего оставался единственным экономически жизнеспособным лесным предприятием в северной половине республики, он получил в свое распоряжение далеко не лучшие лесные участки - как с ресурсной, так и с природоохранной точек зрения. При строительстве своего лесного бизнеса в Костомукше и прилегающих районах компания изначально ориентировалась на сочетание поставок древесины из собственных арендных участков и от сторонних поставщиков (это обычная практика для многих скандинавских компаний - она позволяет поддерживать сравнительно низкие уровни закупочных цен на сырье и расходов на лесное хозяйство). Однако катастрофическое истощение лесных ресурсов и бестолковые законодательные реформы привели к массовой гибели лесопользователей в северной половине Карелии - в результате завод Сведвуда столкнулся с дефицитом внешних поставок необходимой ему сертифицированной древесины. Заготовка древесины в остатках старовозрастных лесов, причем в таких, которые в Скандинавских странах однозначно воспринимаются как уникальная природная ценность даже лесопромышленниками, вызвала жесткую критику компании со стороны ряда природоохранных организаций Швеции. Масла в огонь подлили собственные пиарщики IKEA, заявившие, что компания не рубит старовозрастных лесов и вообще не использует древесину деревьев старше ста лет. В декабре 2012 года, на встрече шведских и российских природоохранных организаций с руководством IKEA в Стокгольме, участникам удалось прийти к общему пониманию ситуации и относительному согласию по поводу того, что с этим всем надо было делать - на этом острая фаза конфликта была на тот момент исчерпана.

В конце 2013 года в рамках очередного аудита лесоуправления по системе FSC аудиторами был выявлен ряд несоответствий принципам и критериям сертификации и требованиям национального стандарта. В частности, были выявлены несоответствия в сфере сохранения лесов высокой природоохранной ценности, завышенной нормы пользования (разрешенного объема заготовки древесины), нарушения правил санитарной безопасности, неполного обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, ошибок при оценке воздействия на окружающую среду, недостаточного сохранения "ключевых биотопов", отсутствия актуальных данных о гарях и погибших от огня насаждениях, недостаточности мер по сохранению ландшафтных границ и мозаичности лесного покрова, по переходу от сплошных рубок большой площади к сплошным рубкам малой площади, постепенным и выборочным, и др. В результате в начале февраля 2014 года действие сертификата FSC на управление арендованными лесами «Сведвуд Карелия» было приостановлено. По предварительной оценке, большинство выявленных несоответствий могло быть устранено компанией в течение примерно двух-трех месяцев, то есть если бы компания продолжила работать в Карелии, сертификат мог бы быть восстановлен не позднее конца весны 2014 года.

Уход Swedwood из Костомукши, безусловно, усугубит социальные проблемы этого северного моногорода (город Костомукша был специально построен в начале 80-х годов прошлого века для проживания работников Костомукшского горно-обогатительного комбината). Не очевидно, что IKEA найдет покупателя на этот завод, тем более эффективного, способного обеспечить устойчивую работу предприятия в экстремальных с точки зрения обеспечения сырьем условиях. Потеря же 150 рабочих мест для Костомукши будет весьма ощутимой (всего в городе проживает около 29 тысяч человек); кроме того, еще несколько десятков рабочих мест может быть потеряно за счет сокращения объемов заготовки древесины в прилегающих районах.

Однако этот уход - часть общей тенденции, которая сейчас в той или иной степени проявляется во многих регионах России: лесной бизнес в наиболее северных районах бывшей так называемой «многолесной зоны» по мере окончательного истощения лесных ресурсов сворачивается или гибнет, а основное развитие приходится на более южные районы, где прирост лесных насаждений больше, возрастная структура равномернее, и истощение эксплуатационных запасов компенсируется быстрее. В северной тайге, а отчасти даже и в средней, из-за очень медленного роста деревьев лесопользование фактически является одноразовым, лес используется как природное месторождение бревен, а полное использование расчетной лесосеки заведомо ведет к очень быстрому истощению лесов. Для экологически ответственных компаний это становится все менее приемлемым, и отчасти даже позорным. В более южных лесных районах ситуация другая: сравнительно быстрый рост лесов и местами более равномерная возрастная структура хотя бы теоретически позволяют в обозримом будущем перейти к более или менее устойчивому управлению лесами и лесопользованию. Скорее всего, в ближайшем будущем именно регионы среднего Севера (типа Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Костромской областей) станут основными зонами развития интенсивного лесного хозяйства, по крайней мере, в Европейской России.

Алексей Ярошенко,
Руководитель Лесного отдела Гринпис России
Фото – Protect The Forest


Обсуждения

ирина
2014-03-13 12:07:15
------------

Оставить комментарий