Восстановление лесов в РФ осуществляется на площади 0,8 — 1 млн. га ежегодно, что сопоставимо с площадью сплошных рубок, но в 3 — 3,5 раза меньше общих потерь лесного покрова. Посев и посадка леса занимают лишь 20 % площади лесовосстановления.
Площадь рубок ухода в молодняках (почти 300 тыс. га в год) в 2,5 раза ниже, чем площадь лесовосстановления. Рубки ухода в более старших насаждениях не превышают 70 % от площади лесовосстановления, что также многократно ниже необходимого.
По экспертной оценке, площадь, на которой мероприятия по лесовосстановлению дают реальный эффект, составляет примерно 1 % от ежегодных потерь лесного покрова в РФ.
По официальным данным, с начала XXI в. восстановление лесов в РФ осуществляется на площади 0,8-1,0 млн га ежегодно, что сопоставимо с площадью сплошных рубок, но в 3-3,5 раза меньше площади общих потерь лесного покрова. При этом посев и посадка леса производятся только на 20 % площади лесовосстановления, все остальное – так называемое «содействие естественному возобновлению», которое на практике сводится к оставлению вырубок на естественное заращивание.
Рис. 1 – Динамика лесовосстановления в Российской Федерации
В 2019 г. работы по лесовосстановлению в России были выполнены на общей площади более 950 тыс. га (в т. ч. 172 тыс. га – искусственное лесовосстановление), что соответствует примерно 26 % от 3,6 млн. га общих среднегодовых потерь лесного покрова в результате рубок, пожаров и других причин.
Рис. 2 – Структура лесовосстановления в Российской Федерации
Однако посадка лесных культур сама по себе также не может являться гарантией восстановления леса хозяйственно ценными породами в нормативные сроки. В период с 1983 по 2003 гг. в России погибло более 50 % созданных лесных культур, что является рекордной величиной за последние 50-60 лет. Основная причина гибели – невыполнение в полном объеме рубок ухода в лесных молодняках (осветлений и прочисток), предусмотренных лесоустройством.
По официальным данным, в 2012-2017 гг. суммарная площадь рубок ухода в молодняках в среднем составила 300 тыс. га в год, что почти в 2,5 раза ниже, чем площадь лесовосстановления. Исходя из предположения о равной площади и высоком качестве этих осветлений и прочисток получается около 150 тыс. га молодняков необходимого породного состава, что соответствует всего лишь 4 % среднегодовых потерь лесного покрова.
Рис. 3 – Площади рубок ухода за лесами в Российской Федерации
По оценке лесного эксперта Алексея Ярошенко, площадь, на которой мероприятия по лесовосстановлению дают реальный эффект, можно оценить примерно в 1% от площади, на которой в России ежегодно теряется лесной покров. Однако, есть довольно большие площади, где хозяйственно ценные лесные породы (к ним сейчас относится в т. ч. береза) возобновляются сами собой, безотносительно каких-либо усилий со стороны хозяйственников.
Таким образом, 99 % площади среднегодовых потерь лесного покрова от рубок, пожаров и других причин, как правило зарастают лиственными или смешанными лесами, что обостряет дефицит хозяйственно ценной хвойной древесины, образовавшийся по причине истощения лесов России масштабными рубками в XX–XXI вв.
При этом, по оценке Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства, переход на прогрессивную (т. н. «интенсивную») модель ведения лесного хозяйства и лесопользования позволяет обеспечить увеличение среднегодового объема заготовки с 1 га на весь цикл ведения хозяйства (от возобновления леса до финальной рубки спелого насаждения) с существующих 1,5 — 2 куб.м/га в год до 3 — 4 куб.м/га в год для условий северной тайги и 5 — 6 куб.м /га в год для средней и южной тайги, что соответствует показателям стран с развитым лесным хозяйством.
Александр Марковский, Андрей Родионов, ООО «Лесная территория»
Материал подготовлен при поддержке проекта FSC — IKEA «Разработка критериев молодняков целевых древесных пород (хозяйственно ценных молодняков)»