Медиа-мантрой стало повторение формулы, в соответствии с которой российский рубль ослабевает вслед за падением мировых цен на нефть. Но практически никто не обращает внимания на сопутствующую тенденцию – усиление американской валюты
Объяснимо, что подавляющее большинство отечественных экономистов, в том числе отслеживающих поведение лесоэкспортеров, концентрируются на динамике национальной валюты. Девальвация рубля объясняется последовательным снижением мировых цен на формирующий экспортную структуру товар – сырую нефть. Цена же на «чёрное золото» неуклонно движется вниз в результате превышения предложения над спросом.
Определённую интригу оставляют обстоятельства, сопутствующие нефтеценовому тренду. Будет ли в ближайшее время происходить падение мировых цен на другие природные ресурсы, в том числе лесные? Если да, то в какой именно обстановке? В кругу специалистов даже существует загадка-ловушка: «С чего цене расти или падать? Ведь если мы покупаем в магазине хлеб, это не заставляет цену как-либо меняться».
Многолетние наблюдения подтверждают ранее установленную закономерность: снижение мировых цен на нефть способствует усилению американского доллара, а в период высокого доллара сырьевые активы заметно проседают. В настоящее время наблюдается именно такая тенденция. Доллар уверенно укрепляется. За осень – начало зимы 2014 года он вырос по отношению к десяти основным валютам ведущих стран. Это дало основание ряду американских инвестиционных экспертов высказать смелое предположение, что в течение следующего года пара «доллар-евро» достигнет паритета (1:1). В свою очередь, новое равновесное состояние может привести к корректировке как инвестиционных, так и внешнеторговых потоков. Разница в темпах экономического роста в Соединённых Штатах и Европе становится очевидной, тем более на фоне расхождений в денежной политике ФРС и Европейского Центробанка.
Несложно предположить, что рассматриваемая долгосрочная тенденция в американской валюте рано или поздно приведёт к изменению фондовых индексов сырьевых компаний. Данный класс активов окажется наиболее пострадавшим на развивающихся рынках. В более практически ориентированных категориях это означает устойчивое сокращение инвестиций в лесозаготовку (и в целом в добычу полезных ископаемых). По мнению трейдеров выявление так называемой «фундаментальной причины» представляется весьма простым занятием: «тенденция, вероятнее всего, продолжится, нежели прекратится». Другими словами, после того, как «движение началось», ему легче продолжить своё имеющееся направление, чем остановиться или, тем более, развернуться. Такое положение дел на профессиональном сленге называется импульсом.
Надотраслевой анализ дает достаточно четкую картину. Исследование долгосрочных зависимостей показывает, что акции как нефтяных, так и горнодобывающих, и лесозаготовительных компаний ведут себя наиболее слабо в периоды роста американского доллара. Они более чувствительны к ситуации, когда прибыль зарабатывается от продажи сырья на внешних рынках. Падение конкурентоспособности может быть перекрыто только резким изменением в лучшую сторону инвестиционного климата.
Именно в этих обстоятельствах возникает резонный вопрос, адресованный российской и карельской властям: а разве нельзя было предположить снижения мировых цен на нефть? Или чуть по-другому: разве нельзя было поверить тем экспертным оценкам, которые прогнозировали подобную ситуацию?
Дальнейшие вопросы уже вдогонку. Где сейчас новая торгово-экономическая политика для новых условий? Где стратегические программы по развитию сырьевых отраслей? Где стимулы для экспортёров? Почему министерство экономического развития до сих пор говорит, что их надо разработать, а само лишь повторяет планы, которые звучали и десять лет назад, однако почему-то так и остались проектными намерениями? – А ведь недаром говорится: «Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь».
Олег Реут,
публицист
Обсуждения
Лесоэкспортёры радуются,торгуют в валюте, в выручке получают больше рублей. Рублёвая солярка пока не дорожает. Нужен только свой хороший рублёвый харвестер, не хуже долларового Джон Дира.
Сверхудача для лесоэкспортной республики будет, если восстановят пункты упрощенного пропуска на границе.