Принято считать, что Россия, обладая примерно 20,1 % площади мировых лесов и 1/4 запасов древесины, необычайно богата лесными ресурсами, а современный объем заготовки древесины (около 190 млн. куб.м) почти в 3,5 раза меньше того объема, который якобы может ежегодно вырубаться без ущерба для лесов. И соответственно, что количество и качество лесов не является фактором, ограничивающим развитие лесной промышленности.
Однако привлекательные для промышленности леса Европейско-Уральской части РФ, юга Сибири и Дальнего Востока уже в значительной степени истощены и разорены масштабными рубками в XX веке. На месте хвойных и широколиственных лесов в этих регионах сейчас произрастают вторичные леса с преобладанием малоценной порослевой березы и осины; остатки хвойных лесов сохранились на малопродуктивных землях, в удаленных от транспортных путей лесах или в водоохранных зонах и т. п. территориях.
Основные причины наблюдаемой истощенности лесных ресурсов России:
- неадекватная оценка доступных лесных ресурсов
По оценке ФБУ «ВНИИЛМ», из 800 млн. га почти 2/3 лесов России (65 %) произрастает в неблагоприятных климатических условиях на бедных мерзлотных почвах, что предопределяет их крайне низкую продуктивность (запас – менее 100 куб.м/га). Доля наиболее привлекательных для лесной промышленности спелых и перестойных хвойных древостоев – не более 16 %.
Однако в расчет объема пользования лесом (расчетную лесосеку) включаются все леса (в т. ч. малопродуктивные), что создает иллюзию значительных лесных запасов. По экспертной оценке, достигнутый к настоящему времени в стране объем лесозаготовок (около 190 млн. куб.м ежегодно) соответствует полному вовлечению в эксплуатацию экономически привлекательных лесов России (не более 80 млн. га, т. е. примерно 10 % лесопокрытой площади страны).
- устаревшая методика исчисления расчетной лесосеки
Расчетная лесосека в РФ составляет около 700 млн. куб.м, что в 3,5 раза больше текущих объемов рубок и прогнозируемой потребности в древесине. Многократно завышенная (за счет использования устаревших формул и неадекватных данных о доступных лесных ресурсах) расчетная лесосека создает иллюзию изобилия и недоиспользования лесных ресурсов России.
По экспертной оценке, при современном подходе к исчислению расчетной лесосеки стабильность размера лесопользования для предприятий обеспечивается в течение лишь 20–30 лет. За период с 1966 по 2009 гг. объем лесозаготовок снизился почти в 3 раза (с 350 млн. до 130…150 млн. куб.м).
- потери лесных ресурсов в результате масштабных лесных пожаров
Только по официальным данным, в лесных пожарах Россия ежегодно теряет не менее 2–3 млн. га лесов, что превышает площадь сплошных рубок (около 1 млн. га в год). Официальный ущерб от лесных пожаров в 2016 г. (15 млрд. руб.) можно сопоставить с расходами и доходами от ведения лесного хозяйства (за 2015 г. – около 29,2 и 17,7 млрд. руб., по данным Федерального казначейства РФ). По оценке Росгидромета, в XXI в. тенденции к потеплению климата будут усиливаться, что увеличивает вероятность возникновения лесных пожаров.
- фактическое отсутствие лесного хозяйства
По официальным данным, восстановление лесов в РФ осуществляется на площади 0,8…1,0 млн. га ежегодно, что сопоставимо с площадью сплошных рубок, но в 3…3,5 раза меньше общих потерь лесного покрова. Посев и посадка леса занимают 20 % площади лесовосстановления.
Площадь рубок ухода в молодняках (почти 300 тыс. га в год) в 2,5 раза ниже, чем площадь лесовосстановления. Рубки ухода в более старших насаждениях не превышают 70 % от площади лесовосстановления, что также многократно ниже необходимого.По экспертной оценке, площадь восстановления лесов хозяйственно ценными хвойными породами составляет всего лишь 1 % от ежегодных потерь лесного покрова в РФ.
Истощенность наиболее продуктивных и транспортно доступных лесов приводит к тому, что лесозаготовительные предприятия с каждым годом вынуждены работать во все менее продуктивных и привлекательных с экономической точки зрения лесах, вывозить древесину из все более отдаленных и неудобных территорий. Это приводит к постоянному удорожанию лесной продукции и тормозит развитие лесного сектора страны.
При этом иллюзия «лесного изобилия» позволяет включать в государственные программы развития лесного сектора целевые показатели, не соответствующие реальному положению дел, задающие ложные цели развития и приводящие к неэффективному расходованию бюджетных средств. Это же тормозит внедрение интенсификации использования и воспроизводства лесов.
Выход из ситуации видится в осознании и одновременном разрешении вышеперечисленных проблем, в т. ч. на основе интенсификации.
Александр Марковский, ООО «Лесная территория».
Андрей Родионов, Петрозаводский государственный университет
Исследование выполнено при поддержке проекта WWF и IKEA «Содействие устойчивому лесопользованию в России на основе сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами в сферах государственного управления, бизнеса и образования», при содействии FSC России.