Почему «Лесинвест» предложил то, от чего отказаться невозможно, даже если захотеть?
На четвертом заседании Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования Карельской Трудовой коммуны, которое состоялось 17 декабря в Петрозаводске под руководством Секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, отсутствовал Владимир Евтушенков, основной акционер АФК «Система», являющейся новым собственником Сегежского ЦБК. Причина уважительная – г-н Евтушенков находился под домашним арестом … хотя справедливости ради необходимо отметить, что около 17 часов информационные агентства сообщили, что миллиардер из-под домашнего ареста был освобожден, поскольку «следователи приняли решение об изменении меры пресечения». Тем временем на самом заседании госкомиссии руководство ООО «Лесинвест», входящего в АФК «Система», обратилось к руководству республики с предложением о выделении комбинату лесосырьевой базы в объеме миллион кубометров (на фото - генеральный директор ООО «Лесинвест» Сергей Помелов, фото - gov.karelia.ru).
Само по себе это обращение вызывает довольно много вопросов, но все они связаны с оценкой характера взаимозависимости экономики и политики в нынешней Карелии. В принципе, нет ни одного петрозаводского экономиста, который бы не сказал, что корень происходящего и выход из ситуации – в политике. И политике не только экономической. Внутри сформировавшейся модели госкапитализма, накладывающейся на технологически отсталые карельские компании, приобретённые «зашедшими в республику» представителями олигархического сословия, да еще и в режиме функционирования под прессом международных санкций, пределы эффективности практически достигнуты. В наличествующем кризисе видны все риски политики: и никудышный инвестиционный климат, и невозможность заимствований на внешних рынках, и надолго испорченные отношения с Финляндией, странами Северной Европы и практически всем миром. Но главное – страхи. Страхи фиксации валютного курса, обязанности продавать получаемую по экспортным контрактам инвалюту, введения лицензий на внешнеторговые операции. Страхи государственного рэкета под видом избирательного пересмотра приватизационных сделок (опять сразу вспоминается АФК «Система») или даже поддерживаемой стремительно нищающим населением экспроприации частной собственности.
Без изменения политики республиканскую экономику уже не поменять. Как перестроечная экономическая реформа оказалась закована в политические границы социалистического выбора, так и нынешнее состояние хозяйства уперлось в стену Худилайнена-Баева-Громова-Чмиля, их идеологии, их миропорядка, их риторики. Модернизировать производства, заниматься импортозамещением, внедрять инновации в таких обстоятельствах более чем трудновато. Да и самим деньгам, по большому счету, здесь неуютно. Вот они и бегут.
Оптимист возразит: но ведь есть же ожидание, что новый собственник Сегежского ЦБК начнёт инвестиционную программу в объеме 12 миллиардов рублей. Да, так заявлено. С другой стороны, однако, этому новому собственнику уже предложено скинуться «на праздник» 100-летия республики. Еще стоит скинуться «на кризис» и «на досрочные губернаторские выборы». Ведь грань между преодолением кризисных явлений и залогом хороших отношений с будущим Главой Карелии не является столь четко очерченной. Государство и бизнес должны чувствовать поддержку друг друга. В указанном свете «лесинвестовское» публичное обращение о выделении лесосырьевой базы в объеме миллион «кубов» уже переоформляется в довольно чётко обозначенную встречную торговую позицию. И теперь Худилайнен-Баев-Громов-Чмиль должны просто согласиться или отказаться.
Олег Реут,
публицист