Откуда «вырастают» ошибки в отраслевом регулировании?
Последние пять лет финансово-экономические проблемы лесной отрасли Карелии во многом обосновывались политическими причинами. В январе 2015 года стало возможным воскликнуть: «А на что ушли эти пять благополучных лет?». Сейчас, когда действуют международные санкции, национальная валюта стремительно обесценилась, а показатели промимпорта приблизились к почти нулевым отметкам, волей или неволей приходит понимание того, что у отрасли действительно был пятилетний шанс на догоняющую модернизацию. Хотя, может, никто толком не знал, как им воспользоваться. Но ведь были проекты с амбициями, как в Сколково, пусть и регионального масштаба. Были иностранные инвесторы и перспективы включению в глобальные производственные цепочки. Было осознание необходимости повышения производительности труда.
Можно ли объяснить все тем, что логика экономических отношений определялась исключительно властью? Или отсутствовали инновации? Или тем, что инновации не поддерживались властью? А может, стоит заключить, что именно власть и есть наш особый республиканский «ресурс»? Отраслевые специалисты сами зачастую не знают, что называют этим мифологизированным словом.
Когда мы говорим «власть», мы не мыслим ни конкретного чиновника, ни определенные государственные институты, ни даже сколько-либо внятные и всеми принимаемые функции. В действительности же, конечно, речь идет о возможности или невозможности удовлетворения наших потребностей, причем не только сейчас, но и в обозримом будущем, которое, впрочем, большинством населения не достаточно хорошо представляется. Именно поэтому «власть» для всех нас – несомненная ценность, определяющая нашу экономическую реальность и саму логику властно-общественного взаимодействия. Отсюда желание обменять А на Б, «откаты» и «благодарности», взяточничество и коррупция, которая, как известно, «начинается с чаевых». И это – на всех уровнях бытия. Одна и та же история. Лишь масштабы и содержательные элементы иногда меняются. И кажется, что «обмен А на Б» уже представляет собой универсальные «правила игры». Так получают статус приоритетного отраслевого проекта, обосновывают выделение субсидий на перепрофилирование монопоселения с градообразующим целлюлозно-бумажным предприятием, лоббируют внеконкурсное распределение лесосеки.
В действительности, если присмотреться, то мы всегда найдем здесь и актора властного ресурса, и стоящую за ним реальность: от личного знакомства с «нужными людьми» до подряда на госзаказ в условиях «обязательного импортозамещения». Но если с категорией «власть» ничего невозможно поделать – она слишком самодовлеюща и при этом обтекаема, то понятие «ресурс» куда более функциональное.
Возможно, главное отличие концептов власти и ресурса – все то же самое время. Всякий ресурс неизбежно временен. Как величина спроса или установившийся уровень равновесной цены. Но если кто-то попытается представить власть, ограниченную во времени, то она, как по мановению волшебной палочки, тут же теряет львиную долю своей былой ценности. Вся психологическая сила власти – в заданности ее вечной вечности, в неизменности и несменяемости. Она такова или она уже и не власть. Указанная перманентная сакрализация – самовоспроизводящееся свойство властной субстанции. Но, как известно, «вечное» – это значит «вневременное» и, следовательно, неизменное и неразвивающееся.
Иными словами, если существование лесной отрасли Карелии определяется концептом власти, то мы в принципе не способны заглядывать в будущее и не способны овладевать им, а что станется с нашей экономикой при таком подходе, будет полностью зависеть от профессионализма представителей власти и/или попросту случая. Но нынешние финансово-экономические проблемы подталкивают к замене в массовом сознании понятия власти на понятие «ресурс», что, в свою очередь, вполне может благотворно сказаться на том, насколько верны наши планы и успешны наши действия. В конце концов, мы сами по себе вполне можем стать и быть ресурсом. Очевидно, впрочем, что сила нового, нарождающегося феномена ресурса подтачивает установившуюся сакральность власти. Достаточно посмотреть на противоречивые результаты управления «в ручном режиме», а то и просто грубые ошибки в отраслевом регулировании. А вообще мир, в котором нынешняя власть привыкла действовать, очень сильно изменился. И главное сегодня – осознать это быстрее самой власти.
Олег Реут,
публицист