Проблемы развития экологического транспорта в Петрозаводске и некоторые предложения по их решению
Кроме удобств передвижения, велосипед – это общеизвестный факт - является самым экологичным видом транспорта и способствует здоровому образу жизни. Недавно правительством РФ были приняты решения об организации велодвижения в стране и дополнительные пункты к правилам дорожного движения, разрешающие передвижение велосипедистов по тротуарам, а также другие правила облегчающие «жизнь» велосипедистам. По некоторым наблюдениям и информации с мест, администрации некоторых муниципальных образований также повернулись лицом к велосипедистам. Во многих городах России - в частности, в Воронеже, Уфе, Анапе, Геленджике, Казани, Череповце и некоторых сибирских городах, не говоря уже о Москве и Петербурге - местные власти поняли необходимость развития велодвижения и начали сооружение велодорожек. В Москве уже построили десятки километров велодорожек, парковок и пунктов велопроката и собираются наращивать темпы в этом направлении, то же самое происходит в Питере и в некоторых перечисленных выше городах.
Есть все основания и Петрозаводску пойти тем же путем, однако наш город пока успехами в этой области похвастаться не может. Сейчас на улицы города выехали сотни (если не тысячи) велосипедистов, велопраздники в сентябре прошлого и этого года показали, что городским властям нельзя отмахиваться от велосипедистов как от назойливых мух. Кто-то из велосипедистов двигается по тротуарам, кто-то по дорогам, в прошлом и нынешнем годах участились случаи столкновения велосипедистов с автомобилями с весьма печальными последствиями. Однако, к сожалению, проблему безопасности велосипедистов в городе поднимают не муниципальные руководители, а простые энтузиасты велодвижения, молодежные организации и Ассоциация зеленых Карелии, которая еще в 2007 году предлагала провести широкомасштабную акцию «Внимание - велосипед!». Тогда Петрозаводский городской совет принял поправку депутата Дмитрия Рыбакова о включении этой необходимой акции в муниципальную программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2009 годах». Однако, как вы сами видите, эта акция не была проведена и все осталось на своих местах.
Положены под сукно материалы Генерального плана Петрозаводска, разработанного Институтом урбанистики Санкт-Петербурга и разработки немецкого института городского транспорта из Дрездена, где предлагалось сооружение велодорожек. Деньги города на эти разработки, улучшение экологической обстановки на улицах просто выброшены на ветер. То есть ничего не было сделано.
Что тогда предлагала наша ассоциация? На первых порах не надо было выдумывать ничего сверхъестественного, а просто выделить места на некоторых широких тротуарах для организации параллельного велодвижения совместно с пешеходами и соединить основные районы города велодорожками, в частности - Северную точку и центр города вдоль улицы Ригачина, центр города и Соломенное вдоль набережной Варкауса, Кукковку и Древлянку вдоль объездной дороги, городскую набережную Онежского озера и новый студенческий городок Петрозаводского госуниверситета.
Вот пока и все. Появились бы средства, можно было продолжить сооружение дорожек в других местах. Причем, совсем не обязательно капитально строить велодорожки. Можно в некоторых случаях просто отсыпать ложе велодорожек каменным отсевом (которого в Карелии достаточно) или просто разделить тротуары наполовину - часть для пешеходов, часть для велосипедистов (как это давно практикуется в Скандинавских странах, Германии, Белоруссии,Эстонии).
К сожалению, те велодорожки, которые были когда-то в городе сделаны, все вышли из строя. Какое-то шевеление началось после первого проведенного «Велодня» в сентябре прошлого года, но вот уже прошел год, а воз, как говорится, и ныне там. Всевозможные чиновничьи препоны не дают начать сооружение велодорожек. Нет денег даже на краску, чтобы провести белую черту и нарисовать трафаретом значок велосипеда на тротуаре вдоль одной улицы Карла Маркса.
В конце прошлого года в мэрии называли сумму в 10 миллионов рублей, якобы выделенную на строительство велодорожки от стадиона «Спартак» до Комсомольского проспекта, однако волокита с оформлением земельного участка и различные согласования идут почти уже год. Как пояснил директор Центра развития физкультуры и спорта стадиона «Юность» Андрей Сандальнев, администрация города постановила, что этот участок может быть выделен под велодорожку, но надо было поставить его на кадастровый учет, получить право собственности на землю, угрохать кучу средств на проектирование этой «стройки века» и потом искать и договариваться со строителями. Если успеют все оформить, то проект на бумаге можно будет сделать уже в этом году, правда, предоставят ли из бюджета деньги на строительство велодорожки в следующем году - большой вопрос.
Вот так неповоротливо решается простой вроде бы вопрос. Ну а пока волонтеры велодвижения своими силами строят велосипедную дорожку от объездной дороги в сторону «Фонтанов» и сами делают в городе съезды с высоких тротуаров (эта информация и фотографии сделанного появилась сейчас в соцсетях).
Считаю, что городским властям нужно предпринять следующие шаги:
1.В целях безопасности, улучшения экологической обстановки и сохранения жизни и здоровья жителей Петрозаводска, использующих велосипед для передвижения по городу, необходимо решить, хотя бы частично, проблему разделения автомобильного и велосипедного движения, для чего соединить основные районы города выделенными велодорожками.
2. Ежегодно предусматривать в бюджете Петрозаводска выделение средств на сооружение велодорожек и велополос на тротуарах для совместного их использования пешеходами и велосипедистами.
3. Ускорить сооружение запланированной прогулочной велодорожки от Петрозаводской набережной (вдоль реки Лососинки) до пересечения ее с объездной дорогой Древлянка-Кукковка.
Борис Зубкович,
член Ассоциации зеленых Карелии,
председатель городского велоклуба «Колесо»