Лесопромышленный комплекс Карелии не первый год получает миллиардные убытки, а республиканский бюджет недосчитывается миллионов лесных платежей
Каждый руководитель Карелии за последние полтора десятка лет неизменно обещал навести порядок в лесу и лишить лесных участков недобросовестных арендаторов, которые не расплачиваются за пользование самым главным богатством республики. Однако губернаторы сменяли друг друга, а долги карельских лесопользователей по-прежнему исчисляются десятками миллионов рублей. Причем, в списке должников-"миллионеров" фигурируют компании, пользующиеся особым расположением республиканских властей. Среди этих компаний есть даже такие, которые получили статус приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, предусматривающий выделение лесфонда в аренду без аукциона.
ООО "НПО "Финтек" этот статус достался еще в 2013 году. Однако и в 2013 году, и в конце 2014-го компания не выходила из числа крупнейших должников по оплате пользования карельским лесом. Причем, если поначалу суммы долга "НПО "Финтек" по лесным платежам исчислялись одним-двумя миллионами рублей, то к 1 января нынешнего года задолженность компании за лес превысила 5,4 миллиона.
Проект ООО "НПО "Финтек" по глубокой переработке древесины оценивается более чем в миллиард рублей, и не удивительно, что компания пользуется особым вниманием главы Карелии Александра Худилайнена. На расширенном заседании Экспертной группы по мониторингу внедрения в республике регионального инвестиционного стандарта, которое состоялось в декабре прошлого года в Институте экономики Карельского научного центра Российской академии наук, губернатор признался, что дает номер своего мобильного телефона только крупным инвесторам. Среди них Худилайнен назвал руководителей ООО "НПО "Финтек" и ООО "Костомукшская строительная компания", которая, кстати, тоже получила статус приоритетного инвестпроекта и не расплачивается вовремя по лесным платежам.
Может, именно такое отношение республиканских властей к этим компаниям и позволяет им копить долги перед государством? Как бы там ни было, по данным министерства по природопользованию и экологии Карелии, задолженность ООО "НПО "Финтек" по лесным платежам достигла к началу весны 5,9 миллиона рублей. А ООО "Костомукшская строительная компания" задолжало за пользование карельским лесом около 2,6 миллиона.
Выступая на февральском заседании карельского кабинета министров, первый вице-губернатор Олег Громов заявил, что правительство Карелии считает обеспечение сырьем деревообрабатывающих предприятий первоочередной задачей в лесопромышленном комплексе республики. При этом Громов весьма недвусмысленно дал понять, что в первую очередь на обеспечение лесным сырьем могут рассчитывать те компании, которые реализуют приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Однако ситуация с ООО "НПО "Финтек" и ООО "Костомукшская строительная компания", которые давно находятся в списке крупнейших должников по лесным платежам, невольно вызывает вопрос об эффективности такого распределения лесных ресурсов.
Немного иная картина – с лесопромышленной компанией "Запкареллес", которая в прошлом году чуть было не лишилась в Карелии лесной аренды, а в этом - вновь попала в число крупнейших должников по оплате пользования карельским лесом. По данным республиканского министерства по природопользованию и экологии, заключившего с фирмой мировое соглашение, которое позволило "Запкареллесу" и дальше арендовать лесные участки в Карелии, к началу марта общая сумма задолженности компании по лесным платежам превысила 8,6 миллиона рублей. Из них более 2,6 миллиона – долг перед федеральным бюджетом.
Напомним, что связанная с питерским бизнесом компания на протяжении нескольких лет не только не расплачивалась вовремя за пользование карельским лесом, но и не выполняла своих обязательств по лесовосстановлению. Это стало причиной того, что республиканские власти были вынуждены обратиться в арбитражный суд с исками о расторжении договора лесной аренды. Суд удовлетворил иски, однако Минприроды Карелии инициировало заключение мировых соглашений с недобросовестным лесопользователем, и 8 декабря 2014 года Арбитражный суд Северо-Западного округа в Санкт-Петербурге утвердил в кассационном определении эти соглашения.
Стоит ли после всего сказанного удивляться, что основное богатство Карелии – лес – не приносит республике особых доходов, а лесопромышленный комплекс уже не первый год считается самой убыточной отраслью региональной экономики? По итогам прошлого года сальдированный убыток карельского ЛПК превысил 3 миллиарда рублей, но при этом все его отрасли демонстрировали производственный рост. Согласитесь, выглядит странно, когда республика числится в лидерах Северо-Запада страны по объему лесозаготовки, а убытки карельских лесозаготовителей растут за год в 1,6 раза (по итогам 2014 года они превысили 650 миллионов!). И если взглянуть на роскошные внедорожники, на которых передвигаются по республике ее "лесные генералы" и высокопоставленные карельские чиновники, обязанные следить за "порядком в лесу", то возникают резонные вопросы: а так ли убыточна эта отрасль и куда в реальности уходят "лесные" деньги?
Валерий Поташов,
редактор "Лесного портала Карелии"