Инвестиционный обвал в Карелии громкими заявлениями республиканских чиновников не прикрыть
Знатокам карточных игр, которые зачастую сравнивают с политическими, хорошо известен такой прием, как блеф. Не имея на руках сильных карт, блефующий игрок идет на повышение ставок, пытаясь создать впечатление, что у него выигрышная комбинация, чтобы тем самым заставить своих противников сбросить карты и отдать ему весь банк.
Нечто подобное произошло 16 апреля на заседании парламента Карелии, где глава республики Александр Худилайнен выступал перед депутатами с докладом о положении в регионе и результатах деятельности карельского правительства за прошлый год. Не имея на руках желанных цифр, которые бы свидетельствовали об улучшении инвестиционной ситуации в республике, губернатор стал рассказывать парламентариям и прибывшему из Санкт-Петербурга полномочному представителю президента страны в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину о 134 инвестиционных проектах, которые находятся «в разной стадии реализации», и о карельском «инвестиционном портфеле», предпочитая не вспоминать о том, что по итогам прошлого года объем инвестиций в основной капитал упал в Карелии на 14,2%. И это при том, что в 2013 году спад инвестиций в карельскую экономику составлял 17,8%.
Когда же депутат Законодательного собрания республики Эмилия Слабунова привела данные официальной статистики, свидетельствующие об инвестиционном обвале в приграничном регионе, губернатор, видимо, решил вообще пойти ва-банк и заявил с парламентской трибуны, что республиканское правительство только что подписало соглашение с американским инвестором. И вот тут, похоже, Александр Худилайнен не учел, что блеф нередко оборачивается полным проигрышем.
Дело в том, что соглашение, которое имел в виду губернатор, было заключено не с американским инвестором, а с малоизвестной питерской фирмой «Центр стоимостного инжиниринга», которая была зарегистрирована в декабре 2012 года. Ее уставный капитал составляет по данным ЕГРЮЛ всего 10 тысяч рублей. Причем, основным видом деятельности этой фирмы является «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». И вот с этим «крупным инвестором» республиканские власти собираются реализовывать проект строительства в Карелии комбината по выпуску деревянных двухэтажных домов эконом-класса.
Во время подписания соглашения, действительно, присутствовал некто Чарльз Мангер, которого в республиканском правительстве представили как управляющего директора американской компании Development & Investment LLC. Но вот получить исчерпывающую информацию об этом джентльмене оказалось не так просто.
Замечу, что имя Чарльза Мангера в инвестиционных кругах очень известно и стоит в одном ряду со знаменитым Уорреном Баффетом. Правда, этому Мангеру уже за 90, и Карелия, навряд ли, представляет интерес для его финансовых вложений. Компаний с названием Development & Investment LLC в Соединенных Штатах десятки, если не сотни, а вот найти американского инвестора, встречавшегося с карельским губернатором, мне почему-то среди них пока не удалось.
Помнится, когда в «нулевые» в Карелию пришел шведский лесопромышленный концерн Swedwood, входящий в группу IKEA, всем было очевидно, что это крупный инвестор, за которым стоят мощные финансовые и промышленные ресурсы. А вот, что из себя представляет американская компания Development & Investment LLC, остается только гадать.
Причем, нынешние республиканские власти уже не первый раз объявляют о приходе в Карелию «крупного инвестора», но, как показывает опыт последних лет, этот «крупный инвестор» оказывается в итоге «мыльным пузырем». Помните, как летом 2013 года некая компания CTS Invest обещала провести масштабную модернизацию целлюлозного завода в Питкяранте? Спустя несколько месяцев глава Карелии Александр Худилайнен был вынужден признать: «Мы обрадовались инвестору, который декларировал инвестиции порядка двух миллиардов рублей в течение двух лет, но когда пришло время платить, то выяснилось, что они платить не хотят или не могут».
А между тем реальные крупные инвесторы из Карелии уходят. Пример тому – шведский концерн Swedwood, который поначалу отказался от планов строительства в республике мебельной фабрики, а затем и вовсе решил продать свое производство в Костомукше.
Факт остается фактом: на протяжении последних трех лет Карелия стремительно теряла иностранные инвестиции. Если в 2011 году зарубежные вложения в региональную экономику составляли 424,3 миллиона долларов, то уже в 2012-м – тогда приграничную республику возглавил нынешний губернатор Александр Худилайнен – объем иностранных инвестиций в Карелию сократился до 150,6 миллиона долларов. Следующий 2013 год оказался таким же провальным: зарубежные вложения в республику уменьшились до 85,5 миллиона долларов.
Заметим, что все эти цифры – данные официальной статистики. Однако в недавно опубликованном докладе Росстата о привлеченных в Карелию инвестициях в 2014 году больше нет отдельного раздела, посвященного зарубежным вложениям. А в таблице «Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования» в графе «Инвестиции из-за рубежа» значится сумма «2,1 миллиона рублей».
Согласитесь, сумма совершенно мизерная для республики, имеющей самую протяженную границу с Евросоюзом. И совершенно не соответствующая громким заявлениям республиканского руководства об интересе иностранных инвесторов к Карелии. Не удивительно, что карельские чиновники в последние годы предпочитают вообще не называть объем иностранных инвестиций, привлеченных приграничным регионом.
Валерий Поташов,
редактор «Лесного портала Карелии»
На фото: глава Карелии заключил соглашение с консультационной фирмой из Санкт-Петербурга (фото пресс-службы республиканского правительства)