7 лет в Сети
Фотогалереи

Шаманство с бубном у костра

август 24, 2015

Призывы перейти на интенсивную модель лесопользования превратились в Карелии в ритуал?

Замечательным заголовком порадовал правительственный портал gov.karelia.ru: «Глава Карелии поставил задачу перехода на интенсивную модель лесопользования в республике» . Я почти прослезился. Господи! Сколько же раз в своей жизни я слышал эти слова! В который же раз на моей только памяти лесопромышленный комплекс призывают перейти на эту самую модель?..

Я даже не возьмусь сказать, в каком возрасте я в первый раз услышал такой призыв. Вполне возможно, что он родился раньше меня. Но с начала 70-х прошлого века этот призыв звучит в моих ушах. Наверное, у каждого моего сверстника в детстве была такая книга – «Младшим школьникам о Карелии». Там мы читали, сколько всего полезного можно извлечь из одного кубометра древесины. Тогда, естественно, к интенсивному лесопользованию взывала КПСС. Ставила соответствующую задачу: перейти на интенсивное лесопользование к концу такой-то пятилетки или к такому-то съезду партии.

80-е годы прошлого века все сплошь прошли под этим лозунгом. В лесу, меж тем, ничего не менялось. Все те же вальщики с бензопилами. Все та же трелевка тракторами. Все те же нижние склады. Профессиональные конкурсы сучкорезов и раскряжевщиков… Сколько же мы, журналисты, тогда об этом писали! Поднять подшивки советских карельских газет – диво! «Ленинская правда» в еженедельном режиме отражала в таблице буквально каждый вывезенный с делянки кубометр – в разбивке по районам и леспромхозам. И все это сопровождалось все тем же камланием: даешь интенсивную модель лесопользования!

В рыночные времена раздербанили все леспромхозы, погрузив в нищету и забвение некогда богатейшие лесные поселки. Появились новые веяния: финский опыт, форвардер-харвестер, рубки ухода и так далее. Казалось уже, вот она, интенсивная модель лесопользования! Руку протяни! Еще при Катанандове эти призывы на полном серьезе звучали на каждом партхозактиве… Где же она, модель эта несбыточная?!

Нет ее.

Я давно не погружался в тему, поэтому прошу простить возможную вольность в цифрах. Но пика заготовки древесины Карелия достигла, кажется в послевоенные годы, когда для восстановления разрушенного народного хозяйства рубили, как говорится, не глядя. 20 миллионов кубометров – пик.

В брежневские времена с грехом пополам рубили 12 с половиной миллионов кубов в год. «С грехом» - это потому что невозможно было показать неосвоение расчетной лесосеки. Рубили «для галочки», иногда оставляя невывезенную древесину на делянках. Порождая тысячи гектаров кошмарных марсианских пейзажей, коими являлись захламленные делянки после сплошных рубок. Но планы партии претворялись в жизнь.

В постсоветские времена в Карелии рубим от силы 6 с половиной миллионов кубов в год. Да не рубили бы и половины того, если б финны не забирали кругляк. Причем давно нет нижних складов, вальщиков с пилами и сучкорезов, а рубим по-прежнему сплошняком – и мысли нет о лесовосстановлении!

При этом Финляндия все послевоенные годы стабильно рубит 60 миллионов кубометров. И запасы леса там только прирастают. А у нас южнее Сегежи делового леса практически нет! Да и севернее – так, фрагментами…

И вот дожили, наконец. Теперь и Худилайнен «поставил задачу» перехода на интенсивное лесопользование! Ну теперь-то дело, конечно, пойдет! Вот только кому он ее поставил?.. Да и чем у нас в Карелии уже «интенсивно пользоваться»?.. Что теперь подразумевается под этими словами? Те же харвестеры-форвардеры?.. Те же рубки ухода? То же повышение отдачи с гектара?..

50 лет взывают, провозглашают, ставят задачи. Это стало уже неким ритуальным действием. Очередной шаман с бубном попрыгал вокруг костра, призвал духов интенсивного лесопользования – и дальше живем, как можем…

Максим Тихонов,
журналист

фото: gov.karelia.ru

Обсуждения

Гость
2015-08-26 09:00:55
Не в бровь...

Оставить комментарий