Как староста из исторической карельской деревни стал природоохранным активистом
Когда у пяльмского старосты Петра Поташева спрашивают, зачем он в своей из без того хлопотной деревенской жизни «связался» с защитниками природы, тот отвечает просто: «Хочу сохранить карельскую тайгу для своих внуков и правнуков». И в искренности председателя Совета депутатов Пяльмского сельского поселения Пудожского района сомневаться не приходится – он уже сберег для односельчан лесной участок, выделенный ему, как фермеру, по республиканскому законодательству в 90-е годы. Не стал, как многие занявшиеся в Карелии крестьянством, пускать полученный лес на древесину или продавать его коммерсантам, и теперь жители исторической деревни Пяльма на берегу Онежского озера собирают в этом лесу грибы и ягоды и водят в него туристов.
Петр Поташев в своем лесу |
Однако Петр Алексеевич считает, что в защите нуждается не только «деревенский» лес. По берегам реки Пяльма, на которой стоит родная деревня Поташева, чудом сохранились массивы нетронутой тайги – в Северной Европе такой почти не осталось, и когда летом прошлого года в эти леса отправилась международная экологическая экспедиция, увиденное поразило даже специалистов, знакомых со многими заповедными уголками Карелии. «Мне доводилось раньше бывать в лесах Пудожского района – в Водлозерском национальном парке, но даже в парке я не видел настолько естественных лесов, – признался известный финский эколог Олли Турунен. – Это настоящая старая тайга, где можно встретить трехсот-четырехсотлетние деревья. Кроме того, этот лес имеет важное значение для сохранения реки Пяльма, где водится лосось».
Олли Турунен |
По мнению Турунена, сохранившийся малонарушенный лес вдоль реки Пяльма, который эколог назвал «шишкинским», и историческая деревня с сохранившейся традиционной архитектурой – весьма привлекательны для развития экологического туризма. Однако до тех пор, пока уникальный старовозрастный лес не получит статус охраняемой природной территории, ему будет угрожать промышленное освоение. Леса вдоль реки Пяльма находятся в аренде одной из крупнейших лесопромышленных компаний республики «Кареллеспром», и экологи предлагают карельским властям вывести ценные лесные участки из хозяйственного оборота, чтобы организовать на них ландшафтный заказник.
Нетронутая тайга у реки Пяльма |
С мнением экологов согласен и староста деревни Пяльма Петр Поташев. «Леса в Пудожском районе вырубались на протяжении десятков лет, а что осталось людям, кроме изуродованной природы? Только Пяльмский леспромхоз рубил по 400 тысяч кубометров в год, а по всему району эта цифра составляла почти 1,5 миллиона кубометров. Нам нужно сохранить хотя бы то, что еще осталось», - говорит Петр Алексеевич.
Петр Поташев Что осталось людям кроме изуродованной природы? |
Собственно, это желание сохранить в Пудожском районе последние массивы нетронутой тайги и заставило Петра Поташева стать одним из организаторов Лесного фестиваля в деревне Пяльма, который уже два года подряд собирает сотни людей на берегу Онежского озера. У старинной часовенки и вросших в землю двухэтажных крестьянских домов теперь в середине августа появляется палаточный лагерь с индейским типи и арт-объектами заезжих художников. Историческое поселение, упоминавшееся в летописях со времен Великого Новгорода, стало приютом для уставших от городской суеты жителей мегаполисов и ищущих нетуристическую русскую глубинку европейцев, современных травников и природоохранных активистов. Гостей Пяльмы ждет погружение в традиционную деревянную архитектуру Пудожского края и экскурсия с экологами в нетронутую тайгу, сбор целебных северных дикоросов и дегустация русского чая, а также знакомство с верованиями и загадочными явлениями, связанными с лесом.
Лесной фестиваль-2015 |
В нынешнем году участники Лесного фестиваля собрали свыше ста подписей под обращением к республиканскому правительству с просьбой исключить территорию планируемого ландшафтного заказника «Река «Пяльма» из аренды лесопромышленной компании «Кареллеспром». Свое обращение к карельским министрам отправил и председатель Совета депутатов Пяльмского сельского поселения Петр Поташев. Он напомнил республиканскому руководству, что заказник «Река Пяльма» с 2007 года включен в Схему территориального планирования Карелии, и на него подготовлено эколого-экономическое обоснование. Стоит заметить, что в прошлом году в поселках Пяльма и Пудожскорский прошли публичные слушания, участники которых высказались за сохранение уникальных малонарушенных лесов Пудожского района. «В нашей деревне инициатива создания заказника была поддержана, можно сказать, единогласно. На публичные слушания никого особо звать было не нужно. Люди сами хотят участвовать в создании заказника. Мы здесь родились и выросли и хотим сохранить эти леса», - подчеркнул пяльмский староста Петр Поташев.
Петр Поташев мечтает сохранить нетронутую карельскую тайгу для своих внуков и правнуков |
После Лесного фестиваля лесопромышленная компания «Кареллеспром» объявила о моратории на проведение сплошных рубок на территории планируемого ландшафтного заказника «Река Пяльма». При этом компания подтвердила намерения вести лесозаготовительную деятельность на тех лесных участках, которые не включены в границы планируемого заказника. Казалось бы, угроза уничтожения уникальных старовозрастных лесов вдоль реки Пяльма устранена, однако карельские защитники природы утверждают, что их конфликт с арендатором не урегулирован: лесопромышленная компания до сих пор не согласовала с экологами границ планируемого заказника, и в заявлении о моратории на сплошные рубки холдинг так же не указал этих границ.
Краснокнижный лишайник подтверждает природную ценность территории планируемого заказника |
Деревенский староста Петр Поташев считает, что лесопромышленникам и защитникам природы нужно садиться за стол переговоров, а сам готов оказать помощь в их проведении.
«Современные лесозаготовки не дают финансового вклада в муниципальную экономику. Лишь налог с заработной платы и то – в случае регистрации предприятия в районе, – отметил известный карельский эколог, эксперт региональной группы Центра общественного мониторинга Общероссийского народного фронта по экологии и защиты леса Александр Марковский. – Петр Алексеевич, в родословной которого насчитывается более пяти поколений, вышедших из его родовой деревни Пяльма, весьма дальновидно оценивает ее перспективы. В деревню приходят новые способы альтернативного использования лесов. Прежде всего, это – природный туризм, и, как показало проведение в Пяльме уже второго Лесного фестиваля, историческая деревня и нетронутые леса вблизи нее привлекают все больше людей. А с ремонтом переданной в федеральное ведение трассы Вологда-Медвежьегорск поток туристов из средней полосы России в Карелию только усилится. Нетронутая тайга с ее биоразнообразием и возможностями проведения экскурсий, сбором дикоросов – это ресурс, который кормит не только семью Петра Алексеевича, но и часть его односельчан и появившиеся в деревне и ее окрестностях туристические базы».
Петр Поташев и Александр Марковский |
Примечательно, что в прошлом году, после проведения в Пяльме первого Лесного фестиваля карельские экологи наградили деревенского старосту Петра Поташева общественной премией «Защитник тайги». Вместе с памятной грамотой ему были вручены внешний жесткий диск для компьютера и материалы комплексного экологического обследования, обосновывающие создание ландшафтного заказника «Река Пяльма».
«Деятельность Петра Алексеевича – это прямое содействие развитию территории на местном уровне, – сказал Александр Марковский. – Именно такие люди являются примером для более молодого поколения, которое стоит перед выбором: оставаться на селе или уезжать в город. Это пример активной личности, на которых и держится местное самоуправление».
Валерий Поташов,
редактор «Лесного портала Карелии»,
фото автора