7 лет в Сети
Фотогалереи

Лесопромышленный комплекс Карелии в «проектное управление» не попал

март 16, 2016

В перечне приоритетных для республики проектов в сфере поддержки предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности, экономического и социального развития не оказалось ни одного, связанного с карельским ЛПК  

В Институте экономики Карельского научного центра РАН состоялась первая стратегическая сессия из серии мероприятий, инициированных федеральным Агентством стратегических инициатив и направленных на выработку практических мер по внедрению так называемого «проектного управления» в развитии республики. Первая стратсессия была посвящена определению перечня приоритетных – в сфере поддержки предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности, экономического и социального развития – проектов для Республики Карелия.

Высокий статус собрания был подчеркнут приветственным словом исполняющего обязанности заместителя главы Республики Карелия – руководителя губернаторской администрации Анатолия Моисеева. Произнеся самые общие слова о безусловной полезности начинаемой работы, высокопоставленный чиновник энергично покинул аудиторию. Второе приветственное слово досталось уполномоченному по защите прав предпринимателей в Карелии Елене Гнетовой. Пожелав всем плодотворной работы, она немедленно отправилась по не ждущим откладывания делам. В целом присутствующие весьма снисходительно отнеслись к подобному чиновничьему отношению и приступили к выявлению перечня приоритетных проектов.

Удивительным делом стоит считать то, что еще десять дней назад искомый перечень был сформулирован пресс-службой АСИ в Северо-Западном федеральном округе: «Проекты по строительству жилья эконом-класса, организации доступа местных производителей на региональные рынки, развитию транспортной инфраструктуры, поддержке бизнеса и кадровому обеспечению экономики станут ключевыми для Карелии в ближайшие несколько лет».

Получалось, что все уже было заранее определено и даже проанонсировано. С единственным исключением, поскольку выделенный АСИ в качестве ключевого проект «по улучшению деловой среды в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата» в ходе работы стратсессии не был даже никак упомянут.

Читателям «Лесного портала Карелии», несомненно, интересно то, с какими перспективами принципы проектного управления будут внедряться в сфере государственного менеджмента лесных ресурсов. Стоит констатировать, что само слово «лес» (как и все однокоренные образования) в ходе обсуждения не было произнесено ни разу. Такой проект даже не предлагался к рассмотрению. Это представляется довольно неожиданным с учетом того, что «модернизация (структурная, техническая, организационная) регионального лесного комплекса, обеспечивающая повышение инновационного потенциала» определена в качестве первой приоритетной сферы инвестиционной активности в регионе, что в свою очередь нашло отражение не только в принятой и действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия, но и в более актуальном документе – Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2015 года.

Более того, отсутствие даже упоминания «лесной составляющей» выглядит необоснованным на фоне разворачивания активной фазы работы по выполнению мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Хорошо известно, что разработка отдельных целевых программ развития для конкретных регионов – это совсем не обычная и не общепринятая практика для современной России. Чуть менее года назад Карелия фактически была поставлена в один ряд с проблемными северокавказским республиками, калининградским эксклавом и осваиваемым по остаточному принципу дальневосточным пространством.

Вне сомнений, самым интригующим для отраслевых специалистов моментом функционирования ФЦП является сопряжение средств республиканского бюджета (1.4 млрд. руб.) и привлекаемых частных инвестиций, размер которых должен превысить региональный вклад в … 85 раз! И ведь значительная часть работы относится именно к лесному и лесопромышленному комплексу республики. Достаточно указать некоторые проекты:

- Реконструкция и модернизация ОАО «Сегежский ЦБК» (г. Сегежа) – 900 тыс. тонн целлюлозы в год,
- Модернизация и реконструкция ОАО «Кондопога» (г. Кондопога) – 750 тыс. тонн бумаги в год,
- Создание производственных мощностей в рамках строительства 2-ой очереди инвестиционного проекта ООО ДОК «Калевала» завода по производству плит OSB (г. Петрозаводск) – 500 тыс. куб. м плиты в год,
- Расширение производственных мощностей ОАО «Карелия ДСП» путём создания фанерного производства (п. Пиндуши, Медвежьегорский р-н) – 50 тыс. куб. м. фанеры в год,
- Реконструкция существующего производства целлюлозного завода в г. Питкяранта ООО «Питкяранта Палп» – 120 тыс. тонн целлюлозы в год,
- Создание предприятия по лесозаготовке и переработке леса ЗАО «Карлис-Пром» в условиях долгосрочной аренды лесных участков (п. Вяртсиля Сортавальский р-н) – 19.0 тыс. куб. м строганного погонажа в год и 16.0 тыс. куб. м строительных элементов в год.

Столь масштабные начинания – безотносительный приоритет для республиканской социально-экономической системы. Достаточно вспомнить тезис «Республика Карелия будет максимально содействовать укреплению позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства, применения новых технологий и современных ИКТ», заложенного в пояснительной к ФЦП записке.

Теперь же выясняется, что для «проектного управления» ни лесозаготовка, ни лесопереработка, ни лесовосстановление просто не интересны. Не вписываются они в задачи повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса. Конечно, проектное управление стоит рассматривать как общую идеологию, задающую тренд республиканской реформы госуправления. Однако тот факт, что за рамки приоритетов полностью вынесены столь необходимые изменения в базовой отрасли, определяющей практически весь экспортный потенциал региона, вызывает не столько сожаление, сколько непонимание.

Олег Реут,
публицист

Фото: Институт экономики КНЦ РАН

Оставить комментарий