Почти половина экономически активного населения лесных поселков Карелии не имеет постоянной работы
В Петрозаводском государственном университете 31 октября прошла традиционная всероссийская интернет-конференция «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг», организаторами которой выступили федеральная служба по труду и занятости, министерство образования и науки РФ, министерство труда и занятости Карелии и ПетрГУ. На этой конференции был представлен доклад о ситуации с занятостью в лесных поселках республики, где проживает сегодня почти 65 тысяч человек, или около 10 процентов всего населения региона. «Лесной портал Карелии» предлагает своим читателям познакомиться с полным текстом этого доклада:
Проблема занятости населения в лесных поселках Республики Карелия
Проблема занятости населения лесных поселков Республики Карелия является неотъемлемой частью общей проблемы занятости на селе. Республика Карелия является регионом, имеющим в своем составе значительную долю сельской местности – 21,9%, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. Фактор влияния уровня развития сельской местности на социально-экономическую и политическую стороны жизни республики весьма существенный. При этом сельские населенные пункты несут на себе основное бремя неблагоприятных факторов, составляющих особенность нашего региона: малонаселенность деревень и поселков, их удаленность друг от друга, общая низкая плотность населения в сельской местности вкупе с экстремальными природно-климатическими условиями.
В настоящее время большинство сельских поселений находятся в сложнейшем социально-экономическом положении, особенно в части рынка труда. За последнее 20-летие в сельской местности прекратили работу многие крупные сельскохозяйственные предприятия, уменьшилась численность работников предприятий лесопромышленного комплекса, сократилась социальная инфраструктура, практически прекратила функционировать сеть бытового обслуживания, общественного питания, в процессе оптимизации расходования средств на содержание бюджетной сферы были ликвидированы пункты медицинской помощи в ряде населенных пунктов. Таким образом, все основные факторы, определяющие занятость сельских жителей, утратили свое значение.
Лесопромышленный комплекс (ЛПК), являясь доминирующей отраслью в структуре промышленного производства республики, всегда играл определяющую роль в обеспечении занятости населения, а в большинстве сельских поселений являлся основным (единственным) фактором занятости, вокруг которого функционировали объекты сопутствующей инфраструктуры. Кризисы пореформенного периода 1990-х гг. «подкосили» хорошо отлаженную систему организации лесозаготовок и лесопиления, сформировавшуюся во времена плановой экономики. Многие предприятия, расположенные в лесных поселках, созданных специально для ведения такого рода экономической деятельности, не смогли адаптироваться к условиям рынка.
Все эти годы в лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности отмечалось снижение среднесписочной численности работающих, в том числе рабочих. Выбытие работников по кругу крупных и средних предприятий не покрывалось их приемом на вакантные рабочие места. Показатели оборота рабочей силы по отраслям лесного комплекса превышали среднеотраслевые (прием и выбытие) по промышленности в целом.
Одними из причин высокой текучести рабочих кадров оставались сравнительно невысокая заработная плата по отношению к другим видам экономической деятельности и неудовлетворительные условия и режимы труда. Кроме этого, экономическая эффективность лесозаготовительной деятельности в Карелии сдерживалась слабо развитой на землях лесного фонда транспортной инфраструктурой, а также неблагоприятной демографической ситуацией (убывание трудоспособной части населения и неравномерное его распределение на территории республики).
В целом деревообработка в Карелии находится в сложном положении. Имея высокий удельный вес экспортного производства и, как следствие, излишнюю зависимость от мировых цен, ощущая трудности со снабжением древесным сырьем, целлюлозно-бумажная промышленность характеризуется резкими скачками финансовых результатов.
В конце 2008 г. проблема инвестирования предприятий ЛПК усугубилась нарастанием негативных процессов в мировой, и особенно американской, экономике, вызванных финансовым кризисом, сбоями на рынке ипотечного кредитования и рынке жилья в США, обвалом канадской лесопильной промышленности.
Проблемы, сложившиеся в лесном комплексе республики, сказываются на состоянии социально-трудовой сферы. В лесозаготовке сохраняется просроченная задолженность по заработной плате. На 1 сентября 2012 г. она составила 6,4 млн. руб., по данным мониторинга социальной напряженности, проводимого министерством труда и занятости Республики Карелия.
Особую обеспокоенность в вопросах занятости населения вызывает деятельность предприятий ЛПК, являющихся градообразующими для ряда поселений, на которых лежат дополнительные затраты, связанные с решением проблем жизнеобеспечения населения поселков. Еще одна опасность кроется в привлекательности относительно дешевой иностранной рабочей силы. Она, в условиях отсутствия затрат на решение жилищно-бытовых проблем, побуждает работодателей к совершению действий, фактически направленных на вытеснение российских работников из организаций лесного комплекса с целью их дальнейшей замены иностранными работниками. Одним из распространенных приемов, применяемых для достижения данной цели, является искусственное занижение размеров заработной платы, задержка ее выплаты, что вынуждает местных работников увольняться по собственному желанию.
Еще одним фактором, оказавшим отрицательное влияние на занятость населения в лесных поселках, стал приход на республиканский рынок ЗАО «Инвестлеспром», вектор интересов которого в общем не совпадает с вектором интересов местного сообщества. Холдинг базируется в г. Москве, и одним из крупнейших его акционеров долгое время являлся Банк Москвы. ЗАО «Инвестлеспром», входящий в десятку крупнейших лесопромышленных компаний России, стремится к вертикальной интеграции по технологическим процессам и скупает либо учреждает лесозаготовительные предприятия для обслуживания своих перерабатывающих мощностей. Одно из ведущих предприятий лесопромышленного комплекса Карелии – Сегежский ЦБК, входящий в состав данной трансрегиональной компании, ведет политику отказа от непрофильных активов, передает объекты социальной инфраструктуры на баланс муниципальных властей. В частности, проведена комплексная механизация лесозаготовок, что сокращает занятость и, соответственно, потенциал привлечения рабочей силы предприятия для тушения пожаров в пожароопасный сезон. Наряду с ЗАО «Инвестлеспром» на территориальную политику малых и средних предприятий ЛПК оказывает влияние политика РАО «РЖД». Организационные трудности поставок по железной дороге имеют для небольших компаний заградительный характер.
Таким образом, в периферийных районах, попадающих в зону влияния трансрегиональных суперструктур, не разделяющих в общем интересов сбалансированного территориального развития и достаточно мощных, чтобы не идти на вынужденные компромиссы с властью, сформировались особенно неблагоприятные для социального развития условия.
Эти и другие проблемы оказали влияние на процессы массовых высвобождений работников предприятий ЛПК в республике и ее отдельных территорий, на которых преобладают предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, что отрицательно сказалось на занятости населения и спровоцировало рост безработицы, особенно в северных, впоследствии ставших традиционно депрессивными, районах (Муезерский, Лоухский, Кемский, Беломорский, Калевальский).
Период 2005–2008 гг. характеризуется как наиболее сложный в части обеспечения занятости населения, проживающего в лесных поселках. В это время с целью улучшения использования реального потенциала лесного комплекса и его обеспечения кадрами республиканское министерство труда и занятости (далее министерство) обеспечило реализацию запланированных мероприятий в рамках ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Карелия» и территориальных программ содействия занятости населения, других мер и действий в социально-трудовой сфере, относящихся к компетенции министерства.
Служба занятости с учетом заявочного спроса со стороны работодателей стремилась максимально удовлетворить его. Подбор работников осуществлялся по вакансиям, учитываемым в базе данных, включая вакансии, получаемые от работодателей ЛПК из других регионов РФ. При поиске кандидатов на замещение вакантных рабочих мест граждане при необходимости участвовали в программе профилирования и других адаптационных программах, предусмотренных в службе занятости. Министерством труда и занятости Республики Карелия было организовано за счет средств субвенций из федерального бюджета профессиональное обучение безработных граждан по профессиям и специальностям лесопромышленного комплекса, таких как машинист форвардера, харвестера, тракторист трелевочной машины, вальщик леса, раскряжевщик и другие.
Для организации системного подхода в решении возникших проблем и обеспечения дополнительного контроля за ситуацией в сфере труда и занятости министерством в 2008 г. был разработан План совместной работы по выработке дополнительных мер по стабилизации ситуации и выполнению законодательства о труде и занятости с руководством, профсоюзной организацией или Советом трудового коллектива следующих предприятий: ООО «Кемский ЛДЗ», ООО «КЛДЗ–лесозаготовки», ООО «Кондопожский лесопильно-экспортный завод», ОАО «Пяозерский Леспромхоз», 3АО «Ладожский лесопильный завод», «Ауэр Варлен», «ЛДК Сегежский». Указанные планы включали конкретные мероприятия, обеспечивающие информирование трудовых коллективов о действующем законодательстве и ситуации на рынке труда, открытие консультационных пунктов и график их работы, проведение ярмарок вакансий, предоставление информации о вакансиях на территории республики и за ее пределами, информацию о работе центров занятости населения и специалистов отдела трудовых отношений, оплаты труда и развития социального партнерства министерства в районах, мероприятия по профориентационной работе и обучению (переобучению) высвобождаемых работников, а также совместные мероприятия с администрациями поселений.
Все планы и мероприятия были реализованы, однако негативную тенденцию, связанную с массовой потерей рабочих мест в лесопромышленном производстве, не удалось переломить. Кризис конца 2008 г., вопреки ожиданиям, не ухудшил положение в сфере занятости населения, проживающего в лесных поселках. Уровень регистрируемой безработицы здесь на протяжении 2009–2011 гг. имел устойчивую тенденцию к снижению, однако это не было связано с оздоровлением экономической ситуации и созданием новых рабочих мест.
В числе факторов, обусловивших сокращение регистрируемой безработицы: старение населения, выход из трудоспособного возраста значительной части бывших работников предприятий; отток трудоспособного населения, в основном молодежи, на территории с более благополучной экономической ситуацией; недостаток средств у значительной части населения на проезд к месту регистрации в качестве безработного; ограничение транспортной доступности в связи с отменой большинства маршрутов, связывающих отдаленные поселки с районным центром.
В настоящее время в лесных поселках Республики Карелия (а их насчитывается около сотни в 13 из 18 муниципальных образований), по оценкам, проживает 64,5 тыс. чел. (10% от общей численности населения республики – 644,2 тыс. чел.). Численность экономически активного населения лесных поселков составляет 34,5 тыс. чел. Официально зарегистрированы в органах службы занятости населения 1,4 тыс. чел., или 4,1% от экономически активного населения. Однако реальная ситуация с безработицей здесь намного более критическая, чем можно судить по официальной статистике.
По оценкам центров занятости, без работы сейчас остается около 17 тыс. чел., или 50% всего экономически активного населения, проживающего в лесных поселках, однако большинство этих людей вряд ли когда-нибудь смогут возобновить трудовую деятельность. Можно констатировать, что на сегодняшний день в лесных поселках разрушена структура рабочих мест, во многих уже не существуют традиционные градообразующие предприятия. Среди зафиксированных видов занятости остались такие как работа вахтовым методом (касается небольших, удаленных от районного центра населенных пунктов), формы малого предпринимательства, самозанятости.
Значительная часть сельского населения утратила мотивацию к труду. Это и алкоголизация, и длительные периоды незанятости. Населенные пункты очень разные, среди них есть такие, в которых уже практически нет людей, способных вернуться к работе, несмотря на трудоспособный возраст. И это, наряду с отсутствием рабочих мест, является одной из самых серьезных проблем на рынке труда лесных поселков.
За годы реформ и кризисов произошло не только количественное сокращение, но и качественное ухудшение трудовых ресурсов на селе. Местное население демонстрирует неудовлетворительный образовательный и профессионально-квалификационный уровень.
Практически полное исчезновение рабочих мест привело к тому, что миграционный отток из сельской местности в свое время приобрел характер массового бегства. И хотя он затронул так или иначе все слои населения, больше всего это коснулось людей с высшим образованием. Для них найти более или менее адекватную их знаниям и навыкам работу на месте оказалось практически невозможным.
Те, кто остался, утеряли свою квалификацию, а вместе с ней уверенность в своих силах, многие в процессе маргинализации (выпадения из своей социальной среды) заняли пассивную, иждивенческую позицию, а то и просто деградировали. Некоторые малые населенные пункты превратились в очаги социального неблагополучия, где большинство жителей состоит на учете по безработице, а за 20 лет существования службы занятости населения успели сформироваться династии потомственных безработных.
Итоги профилирования (определения уровней профессионального потенциала и мотивации к трудоустройству) безработных сельчан, осуществляемого республиканской службой занятости, указывают на то, что практически каждый (95,7%) незанятый житель сельской местности нуждается в дополнительных мерах по социальной, трудовой и профессиональной адаптации. В частности, распределение безработных жителей села по профильным группам свидетельствует о том, что около 40% – это, по существу, маргиналы, которые не хотят и уже не могут работать в силу длительного перерыва в трудовой деятельности и утери или отсутствия профессиональных навыков.
Нельзя обойти вниманием случаи, когда сельские жители отказываются занимать предлагаемые рабочие места. Отчасти это связано с деградацией людей, утратой привычки работать, но не всегда. Сложное положение сельских населенных пунктов привело к резкому снижению уровня потребности людей и заставило их искать новые источники жизнеобеспечения, как в денежной, так и в натуральной форме. Многие занялись «собирательством», т. е. вернулись к средневековым формам жизненного уклада местного населения: рыболовство, охота, сбор и сдача дикорастущих. Также основными источниками дохода стали работа на садово-огородных участках, скотоводство, предоставление помещений для неорганизованного отдыха туристов и т. д. При этом многие имеют официальный статус безработного. Такое сочетание низкого уровня потребностей, отсутствие официальной работы и наличие неофициального дохода, достаточного для покрытия малых потребностей, и вызывает отказ части сельских жителей от предлагаемых рабочих мест.
В условиях стагнации сельской экономики органы службы занятости населения проводят интенсивную работу по сдерживанию социальной напряженности и стабилизации ситуации на рынке труда. На территории республики действуют две программы содействия занятости населения – ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения по Республике Карелия на 2010–2012 гг.» и региональная программа поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2012 г.
Органами государственной службы занятости населения постоянно реализуются традиционные мероприятия активной политики занятости (временные, общественные работы, профессиональное обучение безработных граждан, трудовая адаптация подростков и др.) и дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда, внедренные в практику работы органов службы занятости в 2009 г., с началом финансово-экономического кризиса. На реализацию антикризисных действий на рынке труда в 2009–2011 гг. в республику дополнительно привлечены средства федерального бюджета в размере 421,6 млн. руб., из собственных средств бюджета Республики Карелия выделено 25,1 млн. руб.
В 2012 г., с передачей полномочий в области содействия занятости населения на региональный уровень, стала возможной реализация новых механизмов поддержки занятости населения за счет собственных средств бюджета Республики Карелия. Так, отдельные мероприятия в республике, в отличие от федеральных аналогов, дополнены мерами экономического стимулирования работодателей, организующих временные работы для выпускников учреждений профессионального образования, а также общественные работы в моногородах и территориях с напряженной ситуацией на рынке труда. Таким работодателям предусмотрена частичная компенсация расходов на заработную плату участникам мероприятий. На эти цели в 2012 г. в республиканском бюджете предусмотрено 19,9 млн. руб.
В условиях недостатка рабочих мест по месту проживания населения в республике определены меры финансовой поддержки безработных граждан при переезде и безработных граждан и членов их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. Размер единовременного пособия безработным гражданам и членам их семей при переселении составляет от 38 до 44 тыс. руб. в зависимости от территории вселения. На эти цели в бюджете Республики Карелия в 2012 г. зарезервированы средства в размере 1 млн. руб. В 2012 г. предусмотрены выделение единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела (по 58,8 тыс. руб.) и оформление соответствующих документов при регистрации для 680 безработных граждан. На эти цели в 2012 г. предусмотрено 40,6 млн. руб. из республиканских средств.
В результате принятых мер и действий на рынке труда уровень официальной регистрируемой безработицы в лесных поселках находится в социально допустимых пределах. Вместе с тем количество вакансий, заявленных работодателями, минимально, в большинстве лесных поселков их вообще нет. Напряженность на рынке труда (отношение безработных граждан к числу свободных вакансий) составляет более 15 чел. на одну вакансию. Временные рабочие места, организованные службой занятости на время реализации мероприятий, не могут служить полной альтернативой постоянным рабочим местам, создаваемым в результате открытия новых производств.
Мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан является наиболее эффективным, так как в кратчайший срок позволяет создавать определенное количество новых рабочих мест, обеспечить их оборачиваемость и расширить возможности занятости населения, однако и оно не может полностью компенсировать отсутствие экономически обусловленных рабочих мест, обеспечить постоянную занятость и ста стабильный доход сельских жителей, а значит, существенно улучшить уровень их жизни.
Производство товаров и услуг на селе имеет смысл при наличии устойчивого платежеспособного спроса со стороны населения. Учитывая, что большинство сельских жителей находится за чертой бедности, вряд ли можно рассчитывать на их интерес к бытовым услугам (парикмахерские, ателье, прачечные, химчистки, ремонтные мастерские и т. д.), к изделиям декоративно-прикладного характера, а продукцией растениеводства и животноводства для целей личного потребления располагает практически каждое подворье. Необходимо также учитывать особенности, связанные с малонаселенностью значительной части территорий республики и сопряженной с этим обстоятельством изолированностью рынков труда большинства сельских поселений. Продвижение и сбыт произведенных товаров за пределами места проживания неминуемо повлечет за собой трудности организационного, транспортного и финансового характера.
Вопрос развития сельских территорий все больше переходит в политическую плоскость. Это не только решение социально-экономических задач. Проблема касается сохранения традиционного уклада сельской жизни, самобытной культуры сельских жителей и поддержания среды обитания. Применительно к нашей республике это вопрос удержания на традиционных территориях северян, людей, привыкших к жизни в экстремальных природно-климатических условиях. В первую очередь необходимо решать проблемы трудовой занятости сельского населения, а для этого создавать эффективные, хорошо оплачиваемые рабочие места, возрождая и модернизируя существовавшие ранее производственные мощности, реализуя новые инновационные проекты, развивая вокруг крупного производства объекты сопутствующей инфраструктуры.
Елена Фролова,
начальник отдела анализа рынка труда и социальной поддержки министерства труда и занятости Республики Карелия
Обсуждения