В шведской лесной «глубинке» занимаются экотуризмом и нетрадиционной медициной
Небольшую шведскую деревню Хаддебу в двух часах езды от Стокгольма в России назвали бы «умирающей». Когда-то местная железорудная фабрика обеспечивала работой сотни людей, а в деревне было даже две школы. Сейчас во всей округе осталось всего около тридцати жителей, и после шумной шведской столицы Хаддебу кажется совершенным захолустьем. Здесь нет асфальтовых дорог и устойчивой сотовой связи, однако активист природоохранной организации «Protect The Forest!» («Защити лес!») Виктор Сэффе считает, что «золотой век» этой деревушки еще не наступил.
По словам Виктора, его совсем не тянет в столицу. Сын известного шведского писателя Турбьорна Сэффе обосновался со своей семьей на небольшой лесной ферме, неподалеку от дома родителей, чтобы быть ближе к природе.
Весна в этом году выдалась в Швеции необычно холодной, и в двухэтажном здании, полном книг, картин, восточных ковров и причудливого антиквариата, приходится постоянно топить печки, чтобы согреться. Но на мой вопрос, согласен ли он с тем, что Хаддебу – «умирающая деревня», молодой человек уверенно отвечает: «Нет!».
- Скажу больше: жители нашей деревни сами высказались за прекращение лесозаготовки. Лес вокруг Хаддебу принадлежит государству, и мы обратились к государственной компании Sveaskog с просьбой остановить вырубку естественных лесных участков, потому что они представляют для нас огромную ценность – для отдыха, для сбора грибов и ягод, для охоты и рыбалки, а сплошные рубки могут разрушить лесные экосистемы.
Охрана природы имеет большое значение для образа жизни местного населения. Многие люди специально перебрались сюда, потому что в отличие от других регионов Швеции здесь еще сохранились участки естественного леса. Нам пришлось организовать общественную кампанию за сохранение естественных лесов. В течение нескольких лет мы собирали подписи, проводили выставки, и, в конце концов, добились того, что в окрестностях Хаддебу была прекращена заготовка древесины в естественных лесах. Рубки теперь ведутся лишь на лесных плантациях.
- Ты сам занимаешься в Хаддебу экотуризмом. Это, действительно, может стать реальной альтернативой лесозаготовкам?
- В целом, доля туризма в шведской экономике и социальной сфере сегодня больше, чем доля лесной промышленности. Но если говорить только о природном туризме, то его оборот оценивается более чем в 30 миллиардов шведских крон в год, и эта сумма постоянно растет. Для развития экотуризма нам нужно больше сохранять естественных лесов, чем это делается сейчас. У нас мало, что можно показать любителям дикой природы. Швеция известна в мире как страна лесов, но большинство туристов не знает до того момента, как они доберутся сюда, что настоящих лесов у нас осталось всего несколько процентов. Все остальное – это лесные плантации, молодняки и следы сплошных рубок. Для туристов они не привлекательны, и поэтому у нас возникает конфликт интересов с лесной промышленностью. Мы не требуем того, чтобы в Швеции были взяты под охрану все леса. Мы выступаем за сохранение такого количества лесов, чтобы этого было достаточно для биоразнообразия, устойчивого климата и отдыха. Для этого необходимо сохранять, как минимум, 20-30% естественных лесов. Кроме того, мы добиваемся экологизации лесопользования: невозможно уберечь маленькие островки естественных лесов среди огромных сплошных рубок и плантаций монокультур. Научные исследования только подтверждают, что смешанные леса более устойчивы с экономической, экологической и социальной точек зрения.
По мнению Виктора Сэффе, экотуризм мог бы вдохнуть новую жизнь и в лесные поселки Карелии. Тем более что около десяти процентов площади республики занимают уникальные старовозрастные леса, которых в Швеции почти не осталось. Однако последние массивы первозданной европейской тайги нуждаются в государственной охране, а пока более миллиона гектаров уникальных карельских лесов фактически находятся под угрозой промышленного освоения.
Валерий Поташов,
редактор «Лесного портала Карелии»,
Хаддебу-Петрозаводск
Интервью подготовлено в рамках реализации проекта "Лесная прозрачность: увеличение открытости информации о лесах Карелии и Скандинавии", поддержанного Советом Министров Северных Стран.
Совет Министров Северных Стран не несет ответственности за содержание материалов, мнение автора может не отражать официальную позицию Совета Министров Северных Стран.
Обсуждения
Я веру в простые истины. Клиент будет платить только за конкретные оказанные услуги. Просто так, ни кто денег не даст.
Объясните, чем привлечь туриста? Вашим культурным уровнем? или культурным уровнем тем специалистов которые обещают нам ООПТ ?
Смотрел карты планируемых ООПТ. Что охранять под номером 11? возле Куолисмы ?
Сами то подавимся. И от жадности тоже.
В Карелии под охраной меньше 5 процентов естественных лесов. Из них пара процентов заповедников. И это много? Вам то будет достаточно 0,0001 процента... Заповедники вообще то созданы для сохранения образцовой дикой природы, а не для туристов. В идеале должно быть 15 - 20 процентов ООПТ. Для заработка заказники и нац. парки. Воля государства должна быть. Сейчас одна забота - дорубить и продать. Или повсеместные следы вашей жизнедеятельности туристам интереснее?
Сама по себе лесозаготовительная отрасль мала и безденежна. Она обслуживает промышленность(ЦБК, пилорамы и тд). Лесозаготовка - это не бизнес как таковой. Это просто чёрная работа добычи и доставки сырья переработчику. А товарами переработчика пользуетесь ВЫ. Потребитель товаров на основе древесины и есть душегуб. А мы просто выполняем его волю.
Та же Щвеция которая воспевается в статье рубит около 80 000 000 кубов в год. Фины у себя около 60 000 000 м3 в год. Там десятки ЦБК, пилорам БиоЭлектростанций. И все довольны. Стонов о миллионах гектаров потерянных экологических уникальных лесов нет.
Про туризм в Швеции. Я был в Стокгольме на майских праздниках. Все красиво, продуманно, надежно. Много впечатлений.
Туристов много, очень много и туристическая отрасль у ни работает. Но вот причем здесь уникальные миллионы гектар не тронутого леса ?
У нас есть достаточно заповедников. Взять даже Ведлозерский. Он очень большой по размеру и уникальные леса там есть. Но где туристы? Чем завлечь туриста ? как ему туда приехать ? и Что там делать ? Траты туриста перелёт, гостиницы, питание. Где массовому туристу потратить деньги и получить впечатлений ?
Без скепсиса честно ответе себе на этот вопрос, перед тем как требовать записать в красную книгу половину карелии как этот предлагают сделать активисты СПОК.
С большим интересом слежу за сообщениями в СМИ о Вашей деятельности.
Вашу работу по возрождению плодородия земель, восстановлению «сельской России» и развитию гражданского самосознания считаю крайне важной.
Однако, вызывает опасение предлагаемый Вами способ восстановления лесов и «увеличения биоразнообразия» путем интродукции/акклиматизации чужеродных видов растений.
Накопленные знания о функционировании лесных экосистем крайне ограничены, поэтому отрицательных примеров интродукции/акклиматизации в мире накоплено много.
В Карелии также есть примеры: разведение канадского бобра, посадки тополей и т.п.
Полагаю, посетителям «Лесного портала Карелии» будет интересно ознакомиться с Вашими идеями и предложениями «из первых рук». Например, в виде статьи на «Лесном портале».
Кстати, герой статьи, Виктор Сэффе, также занимается на своей малой родине «лесным фермерством». Кроме того, он активно ведет работу (в т.ч. за государственный счет!) по «экологической реставрации» земель вблизи Хаддебу – путем сведения лесных плантаций чужеродных хвойных растений и восстановления традиционных для этой местности лесных экосистем. Также, он ведет активную общественную деятельность против плантационного лесоразведения чужеродных хвойных растений в Швеции.
Гусман В.Минлебаев, Казань, gusalbulg#ya.ru
По вашему и сто, и тысячу, и миллион лет назад лес был "дряхлой старушкой"? И как только эта "старушка" дожила до ваших "заботливых" пил? Возраст есть у дерева, а не у леса в целом. Об этом написано было тысячу раз, и вряд ли дойдет до вас и теперь.
Карельская сосна может прожить не 300, а вдвое больше лет. Но вам то все равно, лишь бы кубатура была. На зарастающих вырубках (которых все больше) грибов и брусники в первые десятилетия конечно поболее. И в этом по вашему вся жизнь леса?
У вас на вахте минеты друг другу, видимо любимый способ восстановления после работы. Тем более что вы терпеть не можете натурального и естественного.
Про волшебную силу туризма. Я в неё поверю, когда деятели которые эту идею продвигают, будут делать туристам минеты.
А не лапошить местных дурачков Нью Васюками мол сейчас запишим в красную книги десяток другой лесничеств и волня туристов с деньгами волной нас нахлынут...