7 лет в Сети
Фотогалереи

Подсчитали – прослезились…

март 11, 2014

О недостатках действующей методики исчисления расчетной лесосеки 

При рассмотрении вопросов неистощительного использования лесов в действующем законодательстве РФ большое внимание уделяется определению допускаемых объемов заготовки древесины – «расчетной лесосеки».

Приказом Рослесхоза от 27.05.2011 г. № 191 утвержден «Порядок исчисления расчетной лесосеки», с целью определения допустимого ежегодного объема изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах.
Статья 29 «Лесного кодекса» РФ прямо запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку. Таким образом, по закону заготовка древесины в объемах, ведущих к истощению лесов, запрещается.

При этом утверждается, что расчетная лесосека определяет ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и др. полезных свойств лесов.

Однако, по мнению ряда отечественных экспертов, существующие методики и подходы к определению расчетной лесосеки, практически не менявшиеся на протяжении XX века, не обеспечивают реальной неистощительности лесопользования по причине наличия существенных недостатков.

По оценке руководителя лесного отдела Гринпис России Алексея Ярошенко, в утвержденном «Порядке исчисления расчетной лесосеки» не учтена необходимость исключения из пользования сохранившихся массивов малонарушенных лесов и других ценных лесных территорий при расчете пользования лесом, что ставит под угрозу сохранение биологического разнообразия, существующего в лесах, минимально нарушенных антропогенной деятельностью. Кроме того, в случае исключения таких массивов из эксплуатации на практике возрастает «нагрузка» на остальные участки лесного фонда.

При исчислении размера расчетной лесосеки для спелых и перестойных лесных насаждений не учитываются и произошедшие в лесозаготовительной промышленности изменения – возрастание доли и значимости рубок при уходе за лесом, которые в конце XX – начале XXI века распространились в лесах России и начали представлять угрозу для накопления запасов древесины для сплошных рубок и выборочных рубок в лесных насаждениях.

По мнению доцента Сибирского государственного технологического университета Адель Болотовой, используемые для сплошных рубок методики определения расчетной лесосеки не обеспечивают: равномерности величины расчетной лесосеки по десятилетиям, изменчивость которых может достигать 40...50 %; дифференцирование расчетов для отдельных пород и возрастов их рубки; достижение равномерного распределения насаждений по классам возраста в последующем за расчетным обороте рубки.

Также при исчислении размера расчетной лесосеки не учитываются процессы лесовосстановления, которые протекают с большой степенью разнообразия результатов: от смены пород на вырубках или практически полного отсутствия восстановления, до достаточно хорошего естественного (искусственного) восстановления вырубленных лесных участков.

Специалисты Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства прямо указывают, что методика из «Порядка исчисления расчетной лесосеки» не может быть использована для оценки существующей эффективности лесного хозяйства и ее потенциального увеличения, в силу следующих недостатков: методика приблизительно позволяет достичь лишь непрерывности и неистощительности лесопользования за счет выравнивания возрастной структуры лесов; не показано, как это выравнивание будет достигнуто, поскольку методика не учитывает экономических показателей для оценки возможности проведения мероприятий в лесу и их эффективности, а кроме того не имеет инструмента для прогноза динамики лесного фонда.

Методика также игнорирует требования экономической эффективности лесопользования, лишь подразумевая положительный баланс между стоимостью срубленной древесины и затратами на заготовку древесины и выращивание леса.

По мнению Алексея Ярошенко, проблемность существующих подходов к исчислению и использованию расчетной лесосеки доказана практикой – с середины 90-х годов XX века в России закрылись и исчезли, в первую очередь в силу истощения экономически доступных лесных ресурсов, тысячи лесозаготовительных предприятий и лесных поселков.
По оценке доцента Сыктывкарского лесного института Инны Каракчиевой, при современном подходе к исчислению расчетной лесосеки стабильность размера лесопользования для предприятий обеспечивается в течение лишь 20–30 лет.
По данным Инны Каракчиевой, в России за период с 1966 по 2009 года объем лесозаготовок снизился почти в три раза – с примерно 350 млн. м³ до 130...150 млн. м³. Расчетная лесосека по России за этот же период сократилась примерно на 13 %, в том числе по хвойному хозяйству – на 20 %, хотя в настоящее время отмечается ее повышение (см. рисунок 1).

При этом, по прогнозу ООН, к 2020 году мировая потребность в древесине вырастет на 100 млн. м³. По прогнозу «Всемирного фонда дикой природы (WWF)», к 2050 году потребность человечества в древесине вырастет втрое.
Одним из источников удовлетворения растущих мировых потребностей могли бы стать леса России, однако отечественная лесная промышленность переживает глубокий кризис.

Рисунок 1. Соотношение расчетной лесосеки и отпуска леса в России
(по данным И. Каракчиевой)

В Республике Карелия за аналогичный период объем лесозаготовок также упал почти в три раза (см. рисунок 2): в 60-х годах XX века в Карелии отмечался максимальный объем лесозаготовок – более 18 млн. м³/год, в период конца XX века – начала XXI века – около 5,5...7,0 млн. м³/год; в настоящее время – не превышает 5,8 м³/год. Расчетная лесосека в последние годы составляет в Карелии около 11 млн. м³/год, регион считается одним из лидеров на Северо-Западе России по ее освоению. При этом почти половина карельских лесов свободна от аренды

Рисунок 2. Объем лесозаготовок в Республике Карелия, млн. м3/год

О необходимости замены действующей модели лесопользования высказывался авторитетный эксперт, сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства Борис Романюк : «Если лесные заготовки будут вестись так как сейчас и дальше, то, согласно расчетам, жить будем хорошо, но недолго, лет десять».

Следует отметить, что дефицит древесного сырья, как один из основных «тормозов» развития лесного сектора Республики Карелия, уже активно обсуждается лесопромышленниками.

В связи с вышеизложенным, следует признать, что для России в целом и Республики Карелия в частности, актуальным является пересмотр действующих методик исчисления расчетной лесосеки и выработка новых подходов к определению допускаемых объемов заготовки древесины, обеспечивающих реальную неистощительность лесопользования, с учетом установленных возрастов рубок, закономерностей строения и развития древостоев и прогнозных данных о потребности в древесине.

Особое значение это имеет для традиционных «многолесных» районов страны (к которым принято относить и Карелию), имеющих развитую транспортную инфраструктуру и длительную историю истощительного освоения лесов.


Андрей Родионов
к.т.н., доцент Кафедры механизации сельскохозяйственного производства
Петрозаводского государственного университета 

 

Оставить комментарий