7 лет в Сети
Фотогалереи

Лесной сектор вышел из-под контроля

февраль 1, 2012

Республиканская власть не может повлиять на ситуацию в карельском лесу.

Республика Карелия - относительно небольшой, но очень показательный лесной регион Российской Федерации, своеобразная модель лесного сектора Российской Федерации в масштабе примерно 1:75 (примерно так соотносятся площади земель лесного фонда Карелии и всей России). В Карелии представлены практически все элементы российского лесного хозяйства - здесь есть свое высшее и среднее лесное образование, своя лесная наука, свое лесоустроительное предприятие, своя база авиационной охраны лесов, свои заповедники и национальные парки, здесь представлены все отрасли российской лесной промышленности и все варианты лесного экспорта. Условия работы лесохозяйственных предприятий Карелии чрезвычайно разнообразны - от освоенного с древних времен Приладожья с исключительно защитными лесами до диких таежных массивов, примыкающих к Полярному кругу. По многим показателям лесной сектор Карелии – «устойчивый середнячок», не входящий ни в лидеры, ни в аутсайдеры российского лесного сектора, и примерно отражающий среднюю ситуацию по стране. Лесной сектор Карелии пока обеспечен грамотными руководителями, но, как и везде, в последние годы все острее ощущается их нехватка. В руководстве Рослесхоза трое из семи - выходцы из Карелии, и они представляют собой вполне типичных федеральных чиновников нашего времени. Так что ситуация в лесном секторе Карелии очень неплохо отражает ситуацию в лесном секторе страны, позволяет анализировать и прогнозировать его дальнейшее развитие.

Что же нам показывает нынешняя ситуация в лесном секторе Республики Карелия? А показывает она следующее: органы государственной власти, в том числе непосредственно отвечающие за леса, что-то хотят, планируют, декларируют, собираются сделать - но фактически сделать уже ничего не могут, и ситуация развивается помимо их воли. Даже если волю к чему-то выражают первые лица государства и региона, это уже не помогает, и практически никак не влияет на реальную ситуацию. В разных случаях проблемы связаны с разными причинами и действиями органов власти разного уровня, но они в полной мере отражаются на ситуации в лесах Карелии. Рассмотрим это на нескольких конкретных примерах.

Ладожские шхеры

История с созданием национального парка «Ладожские шхеры» самым наглядным образом отражает неспособность органов государственной власти к исполнению собственных решений. История создания парка тянется уже больше двадцати лет: в первый раз его создание было предусмотрено постановлением Верховного Совета Карельской АССР № XII-4/90 от 26 ноября 1990 года. С тех пор происходило многое, но с точки зрения оценки дееспособности органов государственной власти, отвечающих за леса, нас интересуют главным образом события последних лет.

Распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2009 года № 703-р национальный парк включен в перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001-2010 годах. Особо отметим, что это единственный планируемый национальный парк, удостоившийся специального распоряжения Правительства РФ (возглавляемого в тот момент В.В.Путиным) - остальные были включены в план единым списком. Особое внимание именно к этому парку объясняется очень просто: с одной стороны, Ладожские шхеры - это одна из наиболее подходящих и привлекательных для развития массового туризма территорий в России, идеальное место для создания национального парка в его классическом понимании; с другой стороны, это территория, которая быстро теряет свою ценность из-за бессистемного землепользования. Распоряжение от 23 мая 2009 года № 703-р можно рассматривать как поручение фактического руководителя страны создать национальный парк «Ладожские шхеры» не позднее конца 2010 года.

15 декабря 2010 года Глава Республики Карелия Андрей Нелидов на специальном совещании, посвященном созданию национального парка, признал, что вопросы, связанные с включением в парк муниципальных земель, в обозримом будущем решить невозможно, и предложил ограничиться созданием парка на федеральных землях (лесного фонда и водного фонда, составляющих основную и наиболее ценную часть территории планируемого парка). На этом же совещании он публично пообещал, что в течение года парк будет создан.

Что мы видим сейчас? Несмотря на принятые решения и ясно выраженную волю первых лиц Российской Федерации и Республики Карелии, национальный парк «Ладожские шхеры» до сих пор не создан. Правительство Карелии не может обеспечить выполнение ряда формальностей, без которых Правительство Российской Федерации не может принять решение о создании парка. Созданию парка препятствуют не какие-то высокие интересы федеральных или региональных властей, а лоббистская деятельность местных авторитетов, увлеченных разбазариванием земель на территории планируемого парка. Ни глава Карелии, ни председатель Правительства РФ ничего не могут с этим поделать.

Распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2322-р утверждена «Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года», которая предусматривает создание национального парка «Ладожские шхеры» до конца 2012 года. Но на республиканском уровне по-прежнему никакого движения к этой цели не наблюдается, и если работа по созданию национального парка «Ладожские шхеры» будет продвигаться с той же скоростью, что и сейчас - она неизбежно будет в очередной раз провалена.

Схема территориального планирования

6 июля 2007 года постановлением Правительства Республики Карелия № 102-П была утверждена Схема территориального планирования Республики Карелия. Этой схемой было предусмотрено создание шестидесяти новых особо охраняемых природных территорий, включающих в себя наиболее ценные природные и рекреационно-туристические объекты. В части планов по созданию особо охраняемых природных территорий Схема отражала результаты многочисленных исследований, проводившихся на территории республики в течение двух последних десятилетий научными и общественными организациями как по собственной инициативе, так и в рамках разнообразных российских и международных программ. Эта часть схемы была признана и одобрена практически всеми заинтересованными сторонами - общественными организациями, лесопользователями, потребителями и экспортерами древесины, и многими другими, поскольку она представляла собой всеобщий компромисс, создающий основу для бесконфликтного развития лесопользования в регионе.

Однако, прошло всего четыре года, и Министерство строительства Карелии выступило с инициативой по переделке этой схемы, причем без какого бы то ни было объяснения причин и мотивов. Согласно первоначальному варианту поправок, предложенных этим министерством, предполагалось просто исключить из Схемы две трети планируемых ООПТ, включающих в себя около миллиона гектаров наиболее ценных в природном отношении территорий - коренных лесов, болот, озер, скальных ландшафтов и других. Большая часть территорий, которые Минстрой предложил исключить из планов развития системы ООПТ, сейчас никому не нужна, и на них никто из существующих лесопользователей не претендует. Скорее всего, сама попытка изменения схемы была связана не с какими-то насущными интересами хозяйствующих субъектов, а всего лишь с имитацией кипучей деятельности, желанием министерских чиновников показать, что они что-то делают и от них что-то зависит.

Против необоснованных изменений Схемы территориального планирования в части, касающейся особо охраняемых природных территорий, выступили практически все имеющие отношение к этой теме неправительственные организации, многие ученые, а также Федеральное агентство лесного хозяйства. Позицию Рослесхоза озвучил заместитель руководителя ведомства Николай Кротов: «Мы анализируем весь процесс принятия решений. Если решения будут приняты без учета мнения активной части общества, то такой план мы не согласуем» (речь шла о Лесном плане Республики Карелия, в котором должны быть отражены изменения, вносимые в Схему территориального планирования). В настоящее время представляется совершенно очевидным, что внесение в Схему территориального планирования Республики Карелия изменений, предлагаемых Минстроем и касающихся планируемых ООПТ, может привести лишь к росту конфликтов между всеми участниками лесных отношений без какой-либо пользы для региона.

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия заявило, что Правительство Карелии не собиралось сокращать площадь планируемых ООПТ, и попыталось как-то вмешаться в процесс подготовки изменений к Схеме территориального планирования, организовало серию встреч и совещаний с участниками истории, но никаким образом повлиять на ситуацию не смогло. Глава Республики Карелия фактически самоустранился от решения данной проблемы, пустив важнейший для лесов региона процесс на самотек. Ситуация уже в течение нескольких месяцев остается совершенно неопределенной, и когда хаотическая деятельность, направленная на изменение Схемы территориального планирования, прекратится - пока непонятно.

Охрана лесов от пожаров и лесонарушений

Прошедший год запомнился целой серией крупных провалов и скандалов, связанных с организацией охраны лесов Республики Карелия от пожаров и лесонарушений.

В 2011 году было заключено соглашение между Республикой Карелия и Федеральным агентством лесного хозяйства, касающееся оборудования новых пожарно-химических станций третьего типа за счет средств субсидий из федерального бюджета и софинансирования со стороны региона. Средства федерального бюджета поступили в Карелию, как и в остальные регионы, с большой задержкой из-за медлительности федерального правительства (конкретный объем субсидий Республике Карелия, выделяемый на приобретение новой лесопожарной техники, был определен Правительством РФ только 5 мая 2011 года). Тем не менее, у региона оставалось еще около полугода на то, чтобы новую технику закупить, обеспечить ее хранение и подготовку к использованию для борьбы с пожарами хотя бы в 2012 году. Однако, с выполнением соглашения регион не справился, и создание новых пожарно-химических станций не обеспечил. Часть техники была установлена на хранение в неподходящих условиях (на открытых площадках), работать на этой технике пока некому. Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в Рослесхоз с просьбой о продлении соглашения на 2012 год. Основная вина в произошедшем лежит на федеральных органах власти (слишком поздно распределили субсидии на новую технику, включили в перечень поставщиков полуживые предприятия, не способные своевременно справиться с заказами, не предусмотрели дополнительных средств на оплату штата работников создаваемых ПХС и т.д.). Но в результате программа создания новых ПХС в Республике Карелия в 2011 году кончилась почти полным провалом.

В 2011 году Правительство Республики Карелия задумало провести реорганизацию специализированной лесопожарной структуры – «Северо-западной базы авиационной охраны лесов», разделив ее на две организации с разными функциями (охраны лесов от пожаров и организации региональных авиаперевозок). Договориться с сотрудниками авиабазы, предложить им ясную программу реформы и приемлемые перспективы дальнейшей работы руководство региона не смогло. В результате профсоюзная организация Северо-западной базы авиационной охраны лесов была вынуждена обратиться с просьбой о защите к руководству страны, вспомнив при этом, что уже много лет организация пребывает в бедственном положении, и конца этому пока не видно. Чем закончится история с реформированием авиабазы, пока непонятно, но представляется очевидным, что к началу следующего пожароопасного сезона обеспечить высокий уровень ее готовности к авиапатрулированию и борьбе с пожарами вряд ли получится. Как и в случае с новыми ПХС, в ситуации с авиабазой трудно винить одно лишь карельское правительство - основным источником проблем является безумное новое лесное законодательство и совершенно недостаточное финансирование борьбы с лесными пожарами из федерального бюджета. Пример Северо-западной базы авиационной охраны лесов отражает общую ситуацию в стране.

Примерно такая же ситуация сейчас складывается в ГУП «Леса Карелии» (хозяйствующей структуре, образованной на основе бывших лесхозов). При реформе бывших лесхозов после введения нового Лесного кодекса РФ разделение на «управляющие» и «хозяйствующие» структуры было проведено вполне разумным образом, и основные профессиональные кадры лесной отрасли республиканским властям удалось сохранить. Однако в последующем подразделения ГУП «Леса Карелии» оказались в незавидном положении, в состоянии экономического бедствия. Главной причиной этого стало безумие нового Лесного кодекса, разрушившего экономические основы существования лесного хозяйства и сделавшего его полностью зависимым от нищенского бюджетного финансирования. Но и особенности Карелии, в частности - чрезмерное увлечение передачей лесных участков в аренду для заготовки древесины, способствовали росту проблем у лесохозяйственных организаций (которые, например, могли бы взять на себя задачу обеспечения населения дровами - но сейчас не могут, поскольку во многих местах для заготовки дров для собственных нужд граждан просто не осталось свободных лесов).

В целом система государственного управления лесами Карелии, охраны лесов от пожаров и лесонарушений быстро разрушается под действием безумного законодательства, чрезмерного бумагооборота в лесной отрасли, непрофессионального управления со стороны федеральных органов государственной власти, потери наиболее квалифицированных управленческих кадров и других причин. Но руководство республики и ее профильного министерства не может открыто и ясно сформулировать, что же ему мешает работать, почему лесное хозяйство республики находится в таком бедственном положении, и не может предложить набор адекватных мер по исправлению ситуации.

«Инвестлеспром»

Одним из крупнейших лесных холдингов, действующих на территории Республики Карелия, является ЗАО «Инвестлеспром», которому, в частности, принадлежат в Карелии Сегежский ЦБК, Муезерский, Лендерский, Костомукшский и Медвежьегорский леспромхозы, Ильинский лесозавод и Сегежский ЛДК, завод ДСП в Пиндушах. В настоящее время весь холдинг пребывает практически в состоянии агонии. Часть акций холдинга арестована судом в рамках расследования уголовного дела о хищении денежных средств ОАО «Банк Москвы», будущее холдинга в целом остается неопределенным. На лесозаготовительных и лесопильных предприятиях происходит массовое сокращение работников, некоторые предприятия близки к полной остановке. Градообразующее предприятие - Сегежский ЦБК - тоже находится на грани полной остановки в связи с нехваткой сырья. Остановка этого предприятия, тем более зимой, может привести к социальному взрыву - значительная часть жителей города (в Сегеже проживают около 32 тысяч человек) может остаться не только без работы и без зарплаты, но и без тепла и воды, поскольку городская инфраструктура во многом завязана на комбинат.

К ситуации в «Инвестлеспроме» власти Карелии имеют лишь опосредованное отношение. «Инвестлеспром» - не карельская компания, а один из крупнейших российских лесных холдингов. То, что происходит с ним сейчас - это, скорее всего, лишь предвестник гораздо более масштабного общего упадка лесного сектора, а возможно, и нового периода «лесных войн», связанных с крупным переделом собственности. Дееспособное государство в такой ситуации должно сделать все возможное для того, чтобы сгладить социальные последствия подобных явлений, если уж их не получается предотвратить. Но таких действий мы не видим - государство практически самоустранилось от решения социальных проблем, связанных с бедственным положением градообразующих лесных предприятий.

Алексей Ярошенко,
Координатор Лесной программы Гринпис России.

Обсуждения

Александр Марковский
2012-02-22 12:19:30
Руководителем ГУП "Леса Карелии" сейчас является Андрей Жильцов. Прошлым руководителем являлся Федор Семенов (бывший работник лесного сектора Карелии - Общество с ограниченной ответственностью "Северная ЛЗК"). О нынешнем руководителе ГУП информации у нас нет.
Теперь по оставшимся малонарушенным лесам. Их действительно очень мало-http://spok-karelia.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D1%8B-%D0%904.png
Около 10% от площади республики.
Остальные территории - это вторичные леса, на разной стадии восстановления после рубок.
Интенсивные промышленные рубки пришли в Карелию (южная часть) в первой половине ХХ века. И именно сейчас там начинают формироваться спелые леса (80-100 летнего возраста). На остальной территории (если обобщать) распространены средневозрастные леса (40-80 лет) и молодняки (0-40 лет). Молодняков и средневозрастных лесов – около 60% от площади Карелии. Это леса с одной стороны уже пройденные промышленными рубками и утратившие структуру первичной тайги. Но с другой стороны в силу отсутствия лесного хозяйства (посадка леса без дальнейшего ухода не имеет почти никакого лесохозяйственного эффекта и к 10-20 годам древостой полностью развивается по естественным законам) в них значительно восстановилось естественное таежное биоразнообразие.
Анна
2012-02-21 19:40:05
Посмотрела карту Карелии и в шоке. Если власть посягнула на такие небольшие участки малонарушенных и реликтовых лесов, то остальная территория вырублена что ли? Зачем тогда Министерство с огромным штатом и хорошими зарплатами? Пусть идут работать на восстановительные работы в лес. Наш губернатор живет одним днем, а , ведь, будет еще и завтра.
Кирилл
2012-02-13 20:41:18
А кто сейчас руководит ГУП Леса Карелии?
Марковский Александр
2012-02-13 18:15:42
Когда нет системного видения ситуации и желания ее исправить, то появляются ПРОСТЫЕ РЕШЕНИЯ. Так, для создания имиджа «привлекательного для инвестора региона» и демонстрации возможности развития лесозаготовок – нет необходимости улучшать лесоуправление и интенсифицировать лесопользование. Можно просто УБРАТЬ ИЗ ПЛАНОВ ОХРАНУ ПРИРОДЫ (http://greenpressa.ru/ecology/537/) и попытаться дорубить последние малонарушенные леса.
Жаль только, что это очень краткосрочное и не популярное, даже в лесном секторе, решение.
Кирилл
2012-02-13 17:53:15
Денег всегда мало, Рослесхоз на пожары денег выделил мало, когда денег мало надо экономить, вы посмотрите штат Министерства с средней зарплатой 35 тыс рублей + премии, ни на какие пожары не хватит.
Александр
2012-02-02 11:39:15
Дык ёёёёлы-палы!
Как в старой нескладушке:
ЕЛИ ПИЛИ - ВСЁ НОРМАЛЬНО
ПОЛУЧИЛИ ВСЕ БУКВАЛЬНО...
Дожились, чиновнички.
Прохожий
2012-02-01 17:16:17
Толково написано. Надеюсь, в правительстве Карелии тоже изучат:-)

Оставить комментарий