7 лет в Сети
Фотогалереи

Лесная отрасль в инвестстратегии региона

апрель 21, 2014

Скоро правительство Карелии объявит конкурс на написание инвестиционной стратегии региона. Наша общая сверхзадача – принудить чиновников работать на республику, а не заставлять Карелию трудиться на себя


Инвестстратегия будет содержать много важных положений и полезных мер. Но чтобы документ не постигла судьба прежних «заживо похороненных» планов реформ, нужны механизмы реализации тех предложений, которые невыгодны бюрократии. И здесь одним из ключевых выступает вопрос: должна ли стратегия изначально содержать прямые указания на развитие лесной отрасли республики? – Очевидно, что экономические программы различаются между собой горизонтом (от нескольких лет до десятилетий), предметом (от небольшого сектора до всей экономики), источником (правительство, бизнес, экспертное сообщество). Но есть несколько ключевых тезисов, формулирование которых составляет главное содержание программы, конкретные же меры лишь иллюстрируют, как будет проводиться в жизнь предлагаемый подход.

Потенциальное указание на развитие лесной отрасли касается ни много ни мало природы экономики. Ведь можно представлять её как пассивный объект, которым следует управлять. Образно говоря, экономика здесь выступает как механизм, и задача власти состоит в том, чтобы правильно ей «рулить». Инвестпрограмма тогда должна содержать маршрут, по которому отрасль следует провести, график прохождения маршрута и, главное, описание принципиальных решений, которые с необходимостью дадут желаемый результат.

Однако при другом подходе инвестстратегия может исходить из того, что экономика состоит из множества активных (и, как правило, эгоистичных) участников со своими интересами, и поставленные цели не будут достигнуты, если они противоречат интересам ключевых игроков и коалиций поддержки. Главная проблема тогда состоит в определении условий, делающих выгодной для каждого предпринимателя работу, направленную на повышение эффективности региональной экономической системы. Здесь экономика рассматривается подобно организму, имеющему собственные устремления и реакции.

Если разработчики стратегии будут считать, что карельская лесная отрасль всё ещё недалеко ушла от советского народного хозяйства и в ближайшем будущем так никуда и не уйдет, то имеет смысл руководствоваться первым взглядом. Напротив, если исходить из того, что основы рыночной экономики уже прочно заложены и уже пора говорить об отрасли на сугубо рыночном языке, то более продуктивным будет второй взгляд.

Перед составителями концепции встаёт нетривиальный вызов – последовательно проводить в проектно-документальную жизнь позицию, на которой твердо зиждется ориентация на создание благоприятных условий и адекватных стимулов. В этом смысле будет очевидно противопоставление разрабатываемого труда до сих пор представленному в решениях экономического блока карельского правительства «дирижистскому» подходу. По сути дела, в инвестстратегии будет необходимо прописать обстоятельства снижения всевластия бюрократии. Ход размышлений должен быть следующим. Модернизацию нельзя провести без инвестиций, которые нуждаются в защите собственности и в независимых судах, без конкуренции, которая требует свободного доступа на рынки. Следовательно, инвестиции – не самоцель, а условие для модернизации. А сами инвестиции невозможны без работающих институтов.

Удивительно, но даже ограниченный опыт республиканских реформ показывает, что шансы на жизнь имеют только те из них, которые не затрагивают интересов бюрократии. Достаточно вспомнить, какая судьба постигла административную реформу и борьбу с коррупцией. Все они были выхолощены после первых же робких шагов. И напротив, мгновенно получило путевку в жизнь всё, в чем чиновничество было заинтересовано: передача под её контроль специально созданных без внятных объяснений обширных учреждений: от ГУПов до республиканской корпорации развития. Низкая инвестиционная привлекательность лесной отрасли, её сохраняющаяся сырьевая ориентация, слабость инновационной активности – всё это неизбежный результат господства бюрократии.

Получается, что будущая инвестстратегия должна дать ответ на значительно более сложный вопрос: как провести в жизнь меры, необходимые для развития отрасли и всей экономики, но невыгодные господствующему классу? При всех сложностях и ограничениях приемлемый вариант ответа всё-таки существует, и он связан с появлением спроса на качественные институты. И североевропейский, и постсоциалистический (в странах Балтии) опыт показывает, что после достижения определенного уровня благосостояния появляется средний класс, заинтересованный в том, чтобы государство защищало его безопасность и неприкосновенность его собственности. При этом сценарии возникает и спрос на ответственную экономическую политику: владельцы бизнесов будут заинтересованы не только в высокой зарплате и низкой инфляции, но и в росте капитализации региональной экономики. Искусство разработки инвестстратегии будет состоять в составлении набора шагов, в сумме дающих значимый системный эффект. По большому счёту только тогда составители стратегии смогут сосредоточиться на том, как поймать попутный ветер, а не преодолевать сопротивление встречного.

Олег Реут,
публицист


Оставить комментарий