Собеседник «Лесного портала Карелии» – Егор Прокопьев, выпускник экономического факультета Петрозаводского государственного университета, успешно защитивший в прошлом году диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, ныне – младший научный сотрудник Отдела моделирования и прогнозирования регионального развития Института экономики Карельского научного центра РАН
- Егор, тематика Ваших исследований связана с развитием лесного комплекса и созданием лесного кластера в Республике Карелия. Основная идея работы определяет необходимость технологической модернизации в отрасли?
- Сейчас тематика моих исследований связана с вопросами рационального природопользования и приграничного сотрудничества, то есть не только лесной сектор. Но он был отправной точкой исследований, и я уделил ему основное внимание в диссертации. Да, действительно, технологическая модернизация необходима, но кроме неё, в лесном секторе необходимо решить целый ряд проблем, начиная от самых насущных (доступ к лесным ресурсам, тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки) и заканчивая производством инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
- Кластерный подход применяется к управлению всем регионом?
- Упоминание о кластерном подходе в российских официальных документах встречается в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. На её основе написаны все долгосрочные стратегии социально-экономического развития российских регионов. Предполагается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. То есть, предпринимается попытка создать в отраслях специализации региона более конкурентоспособные и устойчивые структуры.
- Актуальны ли такие исследования в сегодняшней России и за её пределами?
- Для России да. Сейчас по данной тематике защищается много работ и публикуется ещё большее количество научных статей. Можно даже сказать, существует своеобразная «мода» на кластер, как до этого была «мода на инновации». При этом в экономике ещё в 1970-х гг. данный термин использовали для обозначения скопления предприятий в пространстве ученые и в СССР, и на Западе. Собственно в научной литературе существует множество родственных понятий: полюса роста, инновационная среда (Франция), промышленные округа (Италия), территориально-производственные комплексы (СССР) и прочее. Сейчас в мире эту проблему рассматривают не только с точки зрения концентрации предприятий, но и рынков рабочей силы и сбыта, образования и инноваций, то есть мест, где можно встретить всё перечисленные факторы – агломераций.
- Правильно ли заключить, что для лесной отрасли Карелии кластерная политика является наиболее эффективным инструментом с учётом специализации республики?
- И да, и нет. Поскольку лесной сектор – это отрасль, тяготеющая к источнику сырья, то, в первую очередь необходимо решать вопросы обеспеченности лесными ресурсами и их доступности. И только в этом случае при реализации кластерной политики мы можем рассчитывать на позитивные изменения.
- Есть ли тут место инновациям?
- Безусловно. Инновации – это неотъемлемая черта кластеров.
- На какой тип кластеров стоит ориентироваться? На трансграничный российско-финляндский или межрегиональный, например, с предприятиями соседней Архангельской области?
- К сожалению, трансграничный российско-финляндский кластер не будет способствовать развитию переработки леса на территории Карелии. Стихийно он уже практически сформировался в начале 1990-х, и роль Карелии заключалась в поставке ресурсов. Достаточно взглянуть на карту расположения лесоперерабатывающих предприятий в Финляндии, чтобы понять: нашим соседям предприятия в Карелии не нужны. Если говорить о перспективах создания межрегиональных лесных кластеров «Карелия+», то они мне представляются весьма туманными из-за удаленности друг от друга центров переработки и неразвитой транспортной инфраструктуры. Но с соседями необходимо договариваться по поводу лесных ресурсов, чтобы не допустить строительство мощностей, не обеспеченных лесом.
- Какие конкурентные преимущества могли бы быть у карельского кластера? Могут ли их объективно формировать региональные власти?
- Пока его нет, тяжело рассуждать о каких-либо преимуществах. Но если говорить о продукции, реализуемой на европейском рынке, то Карелия ближе к нему, чем другие специализирующие на лесе российские регионы. Что касается действий региональных властей, то здесь необходимо работать в нескольких направлениях: 1) стратегическое, как–никак наличие лесного плана в республике позволяет региональным властям распоряжаться лесными ресурсами: следует определить (совместно со всеми заинтересованными сторонами), в каком направлении должна двигаться лесная отрасль Карелии и разработать соответствующую программу с рабочими механизмами и инструментами; 2) кадровое: кто будет работать в лесном секторе, какими знаниями они будут обладать, а какие будут востребованы; 3) необходимо решить многострадальный вопрос технопарков, для малого бизнеса это станет большим подспорьем.
Беседовал Олег Реут