7 лет в Сети
Фотогалереи

Начало года. Внимание к сигналам

январь 19, 2015

Как разбираться в интонациях, сигналах и намёках?

Начало года – время делиться планами, обмениваться взглядами на протекающие социально-экономические процессы, дискутировать о правильности и эффективности механизмов государственного регулирования отрасли. К сожалению, среди экономистов начало 2015 года проходит под знаком снижения энтузиазма и необходимости выработки антикризисных программ. Республиканские власти начинают отказываться от повышения индексации социальных расходов. Промпредприятия приступают к оптимизации издержек, что, как правило, выражается в сокращениях персонала и ничем не подкреплённых призывах к повышению производительности труда. Сторонники структурных реформ самым естественным образом оказываются в меньшинстве, которое своей принципиальностью только ещё больше раздражает генералов от власти и бизнеса.

Ситуация усугубляется закрытием ряда общереспубликанских дискуссионных площадок, что лишает значительную часть карельской профессиональной аудитории, небезразличной к вопросам развития предпринимательства, важной возможности понимать происходящее, а не следовать чужим, внешним представлениям. То есть отнимает своё интеллектуальное пространство. Это не такая малая часть населения республики; конечно, и не самая большая, но в любом случае модернизацию региональной экономической системы, возможные положительные изменения в ней способна совершить только эта социальная группа и никакая иная. Оттого она и столь важна.

В сложившихся обстоятельствах споры о формировании благоприятного инвестиционного климата в лесной отрасли, о так называемой «приемлемой степени твёрдости» бюджетной политики и путях преодолении неэффективности непроизводственных расходов вообще вряд ли способны развлечь кого-либо, кроме пары-тройки министерских чиновников, тем более что твердят они из года в год практически одно и то же, хотя на качестве принимаемых их ведомствами решений это никак не сказывается. Отраслевым специалистам оценивать в таких дискуссиях стоит скорее интонации, сигналы, намёки и общий настрой, способный хоть как-то передать атмосферу в высоких правительственных кабинетах. Но даже с этой точки зрения в сказанном ньюсмейкерами в январе 2015 года можно обнаружить несколько существенных новаций.

Во-первых, в обиход вернулось слово «кризис», которого еще в декабре 2014 года карельские чиновники всячески старались избегать. В речах сам «кризис» оказывается пока опутанным паутиной противоречивых смыслов. То он выступает продолжением глобального финансово-экономического торможения 2008 года, то обескураживающе признаётся следствием того, что в прошлом году Россия приросла новыми территориями. На пресс-конференции 15 января Глава Карелии Александр Худилайнен, отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, неожиданно заявил, что не исключает для ЦБК «возможной «оптимизации» персонала по образцу аналогичных процессов в Кондопоге», где новый собственник местного комбината за последнее время сократил количество работающих более чем на тысячу человек.

Во-вторых, поддавшись общему охранительному настроению, карельские чиновники со свойственной им прямотой отмечают, что жителям республики ещё нужно радоваться: при крайне низкой производительности труда в лесной отрасли пока относительно неплохие зарплаты и по сравнению с соседней Европой почти нет безработицы. «Как показывает практика, рабочие места есть всегда, даже в кризис, просто люди не всегда об этом знают и по понятным причинам болезненно воспринимают потерю или вынужденную смену работы», – именно так, на раз-два расправляются они с якобы воображаемой проблемой. Хотя, как правило, произносятся такие высокопарные слова в здании на пр. Ленина, 19, а не в бытовках и не в кабинетах кадровиков при уведомлении сотрудников о сокращении. Ведь важнейшая из задач – сохранить лицо, переключить внимание на детали или, напротив, на глобальный масштаб и хоть таким образом оправдать своё бюрократическое предназначение.

В-третьих, было объявлено о важных проектных решениях. Отказ от мобилизационной модели финансового развития, означающий неповышение налогов и невведение обязательной продажи валютной выручки лесоэкспортёрами. И сохранение режима плавающего курса рубля по отношению к доллару и евро, вопреки явному недовольству импортёров. Хотя опять же происходящее наблюдается в отсутствие экспертно-аналитического обсуждения данных проблем. Всё исходит от ограниченного круга топ-чиновников, хотя порой кажется, что уже никому не интересны обещания людей, который весной 2014-го уверяли, что налоги расти не будут, а полгода назад с радостью откликнулись на предложение федерального центра в адрес регионов их всё-таки поднять.

Отдельный интерес, если уж браться за детальный разбор интонаций, сигналов, намёков и подтекстов, связан с выступлениями «говорящих голов» по вопросу активности Финляндии, основного внешнеторгового партнёра Карелии, в продолжении санкционных ограничений. Амплуа критиков-правдорубов, которые периодически производят фурор упреками в жанре «им, за границей, от санкций ещё хуже, чем нам», метафизически соседствует с утверждениями о необходимости тотального импортозамещения и вообще исключительной опоры на собственные силы.

Странно, что при этом доля государства (республики) в экономике не растёт. Успехи Корпорации развития РК находятся за пределами публичного контроля, хотя очевидно, что ни одна из поставленных задач по изменению в лучшую сторону ситуации с привлечением инвестиций до сих пор не выполнена. На просачивающиеся в республиканских СМИ прямые вопросы со стороны карельских предпринимателей власть отвечать уклоняется, но даёт понять, что мечты о справедливой и эффективной региональной экономике – это одно, а бизнес – хоть и государственный/республиканский – увы, совсем другое.

Олег Реут,
публицист


На снимке - глава Карелии Александр Худилайнен на пресс-конференции 15 января (фото: gov.karelia.ru)

Оставить комментарий