7 лет в Сети
Фотогалереи

Pусский с китайским …

март 19, 2013

В далеком уже 1969 г. Советский Союз, в рамках «братской помощи», передал в Китайскую Народную Республику технологическое оборудование и конструкторско-технологическую документацию для организации производства легендарного лесопромышленного трактора ТДТ-40, который после многих модернизаций производится в Китае по настоящее время.

Переход к устойчивому управлению лесами предполагает в частности, разведение лесов и выполнение различных лесохозяйственных мероприятий после проведения рубок леса и в период лесовыращивания. Для этого необходимо соответствующее оборудование, в т.ч. трактора.

Проблема разработки базового трактора для лесного хозяйства в России возникла в конце 40-х годов XX века, одновременно с появлением на лесозаготовках массового трелевочного трактора ТДТ-40 класса тяги 20 кН (рисунок 1). Для использования на работах по восстановлению леса и лесовыращивании лесохозяйственная модификация Т-47 трактора ТДТ-40 оборудовалась задней механической навесной системой, к ней присоединяли плуг, лесопосадочную машину и другое оборудование. Трактор Т-47 был также оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой и имел передний и задний валы отбора мощности. Кроме того, на тракторе устанавливались лебедка и грузовая платформа (рисунок 2). Производство этих тракторов было налажено на Онежском тракторном заводе в г. Петрозаводске.

Рисунок 1. Трактор «ТДТ-40»
(архивная фотография производителя)
Рисунок 2. Трактор «Т-47»
(архивная фотография производителя)

С появлением в лесу трелевочного трактора ТДТ-55 класса тяги 30 кН (более мощного, но аналогичного по компоновке трактору ТДТ-40), одновременно была создана его лесохозяйственная модификация ЛХТ-55, снабженная лебедкой, задней гидрофицированной навесной системой и самосвальным кузовом. На период лесозаготовок он мог быть переоборудован в трелевочный трактор, для чего в комплект прилагался погрузочный щит.

В связи с многообразием условий работ в лесу и общим развитием лесного комплекса, в России, а потом и в других странах с конца 60-х годов возникла потребность в специальном лесном колесном тракторе для проведения несплошных рубок и для лесовосстановительных работ на площадях без избыточного увлажнения почвы.

В Ленинградской Лесотехнической Академии (ныне Санкт-Петербургский лесотехнический университет) на Кафедре проектирования специальных лесных машин в 70-х годах XX века под руководством профессора С. Ф. Орлова была создана гамма колесных тракторов классов тяги от 4 до 20 кН, с мощностью двигателя до 80 л.с. В качестве базы использовались тракторы сельскохозяйственного назначения, которые комплектовались поворотной рамой, активным полуприцепом, лесозаготовительным и лесохозяйственным технологическим оборудованием. К сожалению, в то время в нашей стране специальные колесные тракторы для лесного хозяйства не пошли в массовое производство, но успешно выпускались (и производятся до сих пор) за рубежом. Примером может послужить трактор LKT-81 чешского производства (рисунок 3), которые выпускаются по настоящее время.

В последние годы в зарубежном и отечественном тракторостроении появилось новое направление в создании колесных тракторов (рисунок 4). Общим для них является наличие одинаковых по размеру ведущих колес большого диаметра на переднем и заднем мостах, с посадочным диаметром не менее 24 дюймов, что обеспечивает необходимую проходимость в лесных условиях. Таким образом, потребителям колесной техники для лесного хозяйства обеспечен широкий выбор.

Рисунок 3. Трактор «LKT 81»
(фотография производителя)
Рисунок 4. Трактор «Агромаш 160ТК»
(фотография производителя)

В то же время, с переходом к рыночной экономике и в отсутствие конкуренции, стоимость гусеничных тракторов производства ОАО «Онежский тракторный завод» начала стремительно расти, и к 2010 г. для лесохозяйственной модификации современного трактора типа ТЛТ-100 приблизилась к 5 млн. рублей. Это в несколько раз превышает цену отечественных сельскохозяйственных тракторов аналогичного класса тяги 30 кН (по данным ООО «ЮТЕК»). Производственные мощности ОАО «Онежский тракторный завод» позволяют делать до 300 тракторов в год (немного для масштабов массового производства), что также обуславливает их высокую стоимость.

Тем не менее, использование гусеничных тракторов в лесном хозяйстве необходимо, особенно на нераскорчеванных вырубках и в период избыточного увлажнения почвы весной и осенью, во время пиков работ по лесовосстановлению.

Использование дорогих тракторов на лесозаготовках окупается за счет доходов от продажи лесоматериалов, чего нельзя сказать о лесном хозяйстве с его бюджетной основой (собственник лесов в России - государство) и длительным циклом лесовыращивания. Лесному хозяйству необходим надежный гусеничный трактор, который ко всему прочему должен быть относительно недорогим.

Этой цели полностью удовлетворял упомянутый выше гусеничный трактор ТДТ-40, но его производство в России было прекращено более 50 лет тому назад, и к настоящему времени даже чертежи утрачены.

Однако, в 1969 г. Советский Союз передал в Китайскую Народную Республику технологическое оборудование и конструкторско-технологическую документацию для организации производства трактора ТДТ-40, который после многих модернизаций производится в Китае по сию пору, под маркой J-65a (рисунки 5, 6).

В настоящее время обсуждается возможность поставки в Россию китайских аналогов советских тракторов типа ТДТ-40, зарекомендовавших себя с лучшей стороны. В дальнейшем предполагается крупноузловая сборка трелевочных тракторов с установкой на них российских, украинских, либо белорусских дизельных двигателей различной мощности по требованию заказчиков.

Например, возможна установка дизелей марки Д-65 (ранее производился Рыбинским моторным заводом, в настоящее время производство осуществляется ГП «ПО ИМЗ им. А.М. Макарова») мощностью 65/47,8 л.с./кВт или дизелей Д-240 производства Минского моторного завода мощностью 80/58,8 л.с./кВт.

Технические характеристики прототипов китайского аналога и российского прототипа представлены в таблице 1.

Рисунок 5. Трелевочный трактор «J-65a» (фотографии производителя)

Рисунок 6. Лесопожарная модификация трактора «J-65a»
(фотографии производителя)

Таблица 1 - Сравнение технических характеристик тракторов ТДТ-40М и J-65а 

ТипТрелевочный гусеничный, дизельныйТрелевочный гусеничный, дизельный
МаркаТДТ-40М (СССР)J-65а (КНР)
Габаритные размеры4500х2014х24305500х2250х2600
Дорожный просвет540510
Ширина колеи1480 1480
Среднее удельное давление на грунт в кг/см20,450,6
Продольная база24002040
Вес при отгрузке с завода в кгс
6500 ± 3%7500 ± 5%
Число скоростей передний/задний5/15/1
Скорость движения, км/ч /тяговое усилие при max мощности, кгс
 
1
2,3/43202,8/4582
23,55/26003,77/3246
35,55/14204,93/2338
47,98/7807,6/1295
512,42/22412,45/550
Задний ход3,102,6
Тяговое усилие лебедки в кгс
51005685
ТипЧетырехтактный с воспламенением, от сжатия, бескомпрессорный, вихрекамерныйЧетырехтактный с воспламенением, от сжатия, бескомпрессорный, вихрекамерный
МаркаД-48ТJr 4108t 66a
Мощность, кВт/л.с.35/4847,8/65
Число об/мин16001990
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/э.лс час
205195
ЛебедкаОднобарабанная, реверсивнаяОднобарабанная, реверсивная
Число оборотов, мин.29,935
Диаметр барабана240240
Диаметр троса1717
Тросоемкость, м40
35
Тип гидроцилиндров щитаЦС-110 двойного действияYG-110 двойного действия
Коробка передачМеханическая, 5-ступенчатая, скорость от 2,3 до 12,42 км/час, скорость назад 3,1 км/часМеханическая, 5-ступенчатая, скорость от 2,8 до 12,45 км/час, скорость назад 2,6 км/час
ТрансмиссияМеханическая, две многодисковые муфты сухого трения в механизме поворотаПланетарного типа, дисковая (фрикционная), тяговое усилие от 30 до 50 кН
Ходовая частьПодрессоренная; гусеничная
с 4 опорными катками, 1 ведущей звездочкой; одноребордные направляющие колеса с натяжным устройством и амортизирующими пружинами
Подрессоренная; гусеничная с 4 опорными катками, 1 ведущей звездочкой; сдвоенные направляющие колеса с гидронатяжителем (катки); траки железные производства ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»; возможна установка обрезиненных траков производства Италии или КНР
Кабина, вариантыдвухместная1) двухместная
2) одноместная
Дополнительное оборудованиеВозможна установка кондиционера, пневмоподушек

На китайском заводе освоен выпуск нескольких модификаций легендарного отечественного лесопромышленного трактора ТДТ-40. Трелевочный трактор J-65а (рисунок 5) предназначен для использования на лесосечных работах (сбор и доставка деревьев и хлыстов от места рубки до места промежуточного складирования). В задней части рамы трактора имеется платформа (щит) и захват для частичной погрузки (подвешивания) деревьев (хлыстов). Трактор оборудован трелевочной лебедкой, которая может работать от вала отбора мощности или гидропривода. Спереди возможна установка бульдозерного отвала, предназначенного для выравнивания комлей, штабелевки хлыстов или деревьев, расчистки от порубочных остатков и снега волоков, верхнего склада, подъездных путей. Габаритные размеры отвала: длина – 1900 мм, ширина – 2500 мм, высота – 1050 мм. Масса отвала (без навесной системы) – 650 кг. Стоимость такого трактора в России – около 2 млн. рублей.

Лесопожарная модификация трелевочного трактора J-65а (рисунок 6) предназначена для борьбы с лесными пожарами в труднодоступных местах, локализации лесных пожаров путем прокладки заградительных и опорных полос, тушения кромки пожаров водой, пеной или огнегасящими эмульсиями, забора воды из наземных водоемов, организации снегозадержания. На трактор устанавливается комплекс для пожаротушения, который включает в себя:
а) емкость для воды металлическая – 3000 л,
б) емкость для пенообразователя из нержавеющей стали – 130 л,
в) стандартный лафетный пожарный насос высокого давления в количестве 2 шт. с рукавами, производительностью 10 л/мин.,
г) пожарный насос в количестве 1 шт. (лафетная дистанционная установка) производительностью 300 л/мин.; предназначен также для забора воды из источников на расстоянии до 12 м,
д) бульдозерный отвал спереди,
е) роторный грунтоотбрасыватель сзади (аналог производимого ОАО «Вырицкий опытно-механический завод», Ленинградская область). Габаритные размеры: длина – 1600 мм, ширина – 1000 мм, высота – 1200 мм. Масса – 700 кг. Рабочая скорость – 3,6 км/ч, производительность за 1 час работы – 2,8 км.
Вместо роторного грунтоотбрасывателя возможен вариант установки плуга (глубина вскрытия земли 400 мм, ширина – 1000 мм, рабочая скорость 3,6 км/ч, производительность за 1 час работы 2,8 км), с помощью которого возможно устройство противопожарного рва.

Напомним, что в далеком уже 1969 г. Советский Союз, в рамках «братской помощи», передал в Китайскую Народную Республику все необходимое оборудование и документацию для организации производства трактора ТДТ-40, который после многих модернизаций производится в Китае по настоящее время. Концепция трактора ТДТ-40 доказала временем свою приспособленность к многообразным лесным условиям мира. Есть ли перспективы для возвращения этого «русского китайца» в леса России?

Валентин Александров
д.т.н., профессор,
заведующий Кафедрой проектирования специальных лесных машин
Санкт-Петербургского лесотехнического университета

Андрей Родионов
к.т.н., доцент Кафедры механизации сельскохозяйственного производства
Петрозаводского государственного университета

 

Обсуждения

Сергей
2013-05-06 16:18:26
ТДТ-55, это трактор который имел ресурс ходовой системы в разы больще, чем ТДТ-40. 55-ка успешно работала четыре года, и за это время окупала себя полностью. После этого её списывали и покупали новую. В этом был цикл работы тракторного завода. Сейчас россияне работают на подержанных машинах из европы из примерно 1000 проданных только 400 новых лесных машин. И эти харвардеры уж точно окупаются нескоро.
townie
2013-04-25 11:21:05
ДТ-55 в советское время стоил вдвое выше, чем \"сороковка\", немного выигрывая в производительности. Уже тогда работа на нём приносила убытки, но государство всё возмещало. \"Либералы\" лишь расставили всё на свои места: и убыточную для хозяйств технику, и отвратительную дисциплину производства 70-х. А что рикошетом ударило по людям... Долго тянули, сильно и ударило.
Юрий
2013-03-31 13:24:12
Наши предприятия либералы-перестройщики целенаправленно разваливали и разваливают, чтобы потом, через двадцать лет после 1991 года, покупать из Китая продукцию, созданную советскими инженерами и рабочими?
Андрей Родионов
2013-03-21 09:36:27
\"Топорная работа\" - интересная, на мой взгляд, статья о проблемах и перспективах отечественного лесного машиностроения:
http://www.epr-magazine.ru/vlast/otrasl_obzor/axework/

Оставить комментарий