В прошлом году ущерб от незаконной лесозаготовки в республике оценили более чем в миллиард рублей
На протяжении последних пяти лет в рамках работ по государственной инвентаризации лесов в Карелии, как и в России в целом, осуществлялся федеральный контроль за соблюдением законодательства и выполнением работ в лесу. Такой контроль был организован с помощью дистанционного мониторинга использования лесов и оценки эффективности выполненных лесохозяйственных мероприятий.
Напомним, дистанционный мониторинг представляет собой систематическое наблюдение за состоянием лесов, необходимое для обеспечения соблюдения лесного законодательства при использовании лесного фонда. При этом обстановка в лесу отслеживается с помощью аналитико-измерительного дешифрирования материалов дистанционного зондирования Земли, полученных с космических спутников. Это позволяет выявлять нарушения правил заготовки древесины и определять размеры незаконных рубок. Иными словами, дистанционный мониторинг дает более или менее реальную картину того, что происходит в лесу.
Не менее важной для лесного хозяйства является и оценка эффективности выполненных мероприятий в лесу. Такая работа выполняется не дистанционно, а непосредственно с выездом на лесные участки. При этом оценивается не только лесохозяйственная деятельность арендаторов, но и работа, выполненная по государственным контрактам, то есть за федеральные субвенции, что позволяет оценить эффективность использования этих средств и эффективность управления лесными ресурсами со стороны региональных властей.
В нынешнем году после принятия поправок в федеральный бюджет Рослесхозу и его подведомственным учреждениям было урезано финансирование почти на 710 миллионов рублей. По всей видимости, российские власти не нашли иных способов изыскать средства для того, чтобы рассчитаться с регионами за тушение лесных пожаров в 2012 году. В итоге без федерального контроля остались многие лесные регионы России.
Не избежала этой участи и Карелия: в республике не были заключены контракты на проведение работ по дистанционному мониторингу использования лесов. Не будет в нынешнем году в Карелии и оценки эффективности лесохозяйственных мероприятий. Чтобы понять, к чему может привести отсутствие федерального контроля, достаточно посмотреть на результаты работ в 2012 году.
Согласно отчетов, имеющихся в Департаменте лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу и министерстве по природопользованию и экологии Карелии, дистанционный мониторинг использования лесов, проведенный в прошлом году на площади более 4 миллионов гектаров, выявил в карельских лесах 183 факта незаконной заготовки древесины. Общая площадь незаконной лесозаготовки составила около 826 гектаров, а объем нелегально вырубленной древесины – почти 175 тысяч кубометров. Из общего количества выявленных случаев незаконной лесозаготовки примерно половина, а если быть точнее – 93, приходится на рубки без разрешительных документов. Их площадь оценивается более чем в 657 гектаров, а объем незаконно заготовленной древесины – свыше 140 тысяч кубометров.
Не менее впечатляют и такие цифры: доля лесосек с незаконной лесозаготовкой древесины составляет около 14% от общего количества лесосек, обследованных в ходе дистанционного мониторинга, а площадь выявленной незаконной лесозаготовки – 9,2% к площади обследованных лесосек. Средняя площадь одной незаконной рубки составила в прошлом году 4,7 гектара, а средний объем такой рубки – более тысячи кубометров. Общий ущерб от нелегальной лесозаготовки превысил, ни много ни мало, миллиард рублей!
Обратимся теперь к оценке эффективности выполненных лесохозяйственных мероприятий. Несмотря на то, что в 2012 году такая оценка проводилась только по двум центральным лесничествам и проверялись всего 5 % объектов с выполненными мероприятиями, из обследованных 163 участков оценку «неуд» получили 32%, а участки, где работы не были выполнены вообще – 8%!
Как и следовало ожидать, министерство по природопользованию и экологии Карелии не согласилось с такими цифрами. Это и не удивительно, ведь, если верить «Докладу об осуществлении в 2012 году переданных РФ органам государственной власти Республики Карелия полномочий по государственному контролю в области лесных отношений», обнародованном в феврале республиканским Минприроды, ущерб от нарушений лесного законодательства в Карелии составил в прошлом году всего около 200 миллионов рублей. Но в нынешнем году карельским чиновникам беспокоиться не о чем – на работы по дистанционному мониторингу использования лесов и оценке эффективности выполненных лесохозяйственных мероприятий не выделено ни копейки.
Между тем, в ближайшие годы ситуация с федеральным контролем в лесах может только ухудшиться. Как известно, все работы по мониторингу и оценке лесохозяйственных мероприятий выполняются ФГУП «Рослесинфорг» и его филиалами в регионах, то есть государственными организациями, независимыми от органов власти субъектов РФ. Теперь же, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 года № 1111-р «О прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы», в течение ближайших трех лет планируется приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг». К чему это приведет, специалистам объяснять не нужно – государство фактически отказывается от своих обязанностей по надзору за лесами.
Валерий Поташов,
редактор «Лесного портала Карелии»
Обсуждения
Лесинфорг делает предварительный расчет ущерба, а задача лесников подсчитать точный и предъявить нарушителю.
Вам не кажется, граждане дорогие, что органы власти по определению не имеют права и не должны так поступать?
Леса - наше общее достояние. Отказывается от них власть - скатертью дорога...вопрос - возможно ли гражданам страны удержать свое достояние?...